Вокально-инструментальные ансамбли (ВИА)
В конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. широкое распространение во всем мире получила рок-музыка, которая явилась закономерным результатом развития и взаимодействия различных направлений популярной музыки, фольклора, джаза. Будучи достаточно своеобразным жанровым явлением, рок-музыка вызвала к жизни и своеобразные исполнительские составы — бит-группы, рок-группы. От эстрадных ансамблей прошлых лет эти коллективы отличались тем, что здесь не было ярко выраженного деления на солистов-вокалистов и аккомпаниаторов. Помимо участников вокальной группы пели и подпевали почти все музыканты ансамбля, образуя многоголосье. Кроме того, стали широко использоваться, даже доминировать, электроинструменты: электрогитары, электроорганы. В постановке звучания нашли применение электронные эффекты — реверберация, различные искажения звука (фазз, «квакушка» и т. п.).
В нашей стране подобные коллективы возникли в середине 60-х гг. и получили название ВИА — вокально-инструментальные ансамбли. Термин ВИА вошел в лексикон советской эстрадной музыки в 1966 г., когда ленинградский коллектив «Поющие гитары» (руководитель А. Васильев) показал публике свою первую программу. Вероятно, на появление самой аббревиатуры повлияло название эстрадного оркестра с вокальной группой «ВИО-66» под управлением Ю. С. Саульского. Этот коллектив по своим стилистическим особенностям во многом был прообразом ансамблей нового типа.
Конечно, ВИА возникли не на пустом месте. Их предшественниками можно считать вокальные группы «Дружба», «Аккорд», «Орэра», использовавшие многоголосье, а также популярный в те годы ансамбль электроинструментов «Электрон», исполнявший в основном инструментально-танцевальные пьесы. Первые ВИА непосредственно были связаны с молодежной «гитарной» песней и песнями бардов. Например, первый состав «Самоцветов» примыкал по своему стилю ближе к «уличной» или студенческой и «туристской» песне, чем к эстраде вообще.
Важнейшей вехой в становлении стиля ВИА стало творчество минского ансамбля «Песняры» под управлением В. Мулявина. С большим вкусом и тактом, используя старинные народные инструменты (лира, рожки и др.), ансамбль интерпретировал произведения национального белорусского фольклора. Обработки народных песен вскоре стали привычными номерами в программах ВИА. Многие ВИА обращаются к песням советских композиторов, в том числе и к песням гражданской тематики.
В начале 70-х гг. облик ВИА сформировался окончательно. Состав — 8—12 человек: несколько вокалистов, небольшая духовая секция, ритм-секция, гитара и клавишные. В репертуаре преобладали песни современных советских композиторов. Традиционный мело-дизм и мягкая напевность сочетались у ВИА с аранжировками, акцентировавшими ритм и придававшими определенную «массивность» звучанию. К числу типичных советских ВИА можно отнести московские ансамбли «Пламя», «Лейся, песня», «Надежда», грузинские «Иве-рия» и «ВИА-75», молдавский «Оризонт», украинский «Червона рута», белорусский «Верасы», казахский «Арай», туркменский «Дестан», узбекский «Ялла».
Во второй половине 70-х гг. некоторые ВИА сделали попытку отойти от чисто песенного направления, осуществив постановки вокальных сюит и мьюзиклов. Таковы «Орфей и Эвридика», «Тиль Уленшпигель» у «Поющих гитар», «Гусляр» и «Песня о доле» у «Песняров», «Емельян Пугачев» у «Ариэля». Отмечая успехи этих программ, репертуар ансамблей часто и справедливо критиковали за безликость, однотипность, обилие посредственных сочинений.
В начале 80-х гг. многие ведущие ВИА прошли коренную перестройку: сократился состав (в основном за счет вокалистов и духовиков), строже стали аранжировки, в первую очередь вокальные («Самоцветы», «Верасы», «Веселые ребята», «Поющие гитары»). Многие из ансамблей основывают репертуар на собственных композициях. Стилистическая амплитуда творчества современных молодежных ансамблей чрезвычайно широка: от развлекательных произведений до серьезных песенных сюит и развернутых инструментальных композиций.
В 80-е гг. появились новые молодежные ансамбли — рок-группы. После фестиваля популярной музыки «Тбилиси-80» некоторые из них вышли на профессиональную сцену.
Популярными стали также самодеятельные ВИА и рок-группы. Их концерты собирают многочисленные аудитории, оказывают определенное влияние на формирование эстетических вкусов молодежи. Однако в творчестве некоторых коллективов наметились негативные моменты, связанные с недостаточно высоким идейно-эстетическим уровнем исполняемых произведений, увлечением авторской песней, некритическим отношением к образцам буржуазной массовой культуры. В связи с этим были приняты меры по упорядочению деятельности ВИА и повышению идейно-художественного уровня их репертуара, обогащению его лучшими произведениями многонационального советского музыкального искусства, отечественной песенной классики.