Владимир Николаевич Сидоров
В XX в. возникла новая лингвистическая задача: изучить историю языка как определенной целостности, как системы. Замечательным мастером такого исследования был Владимир Николаевич Сидоров.
В русских диалектах есть особая система русских гласных — умеренное яканье. По отношению к любой звуковой системе встает вопрос: как она возникла. Как же возникло умеренное яканье? В. Н. Сидоров проницательно увидел в нем результат воздействия яканья на влади-мирско-поволжское ёканье. Из его доводов вытекало, что должен существовать еще один особый тип умеренного яканья И некоторое время спустя такой тип, «предсказанный» Сидоровым, действительно был обнаружен, тем самым была подтверждена и правильность всего хода его рассуждений
Проницательность, глубокая и острая, — вот как можно характеризовать отличительную черту всех его исследований. В. Н. Сидоров по-новому осветил многие проблемы грамматического строя русского языка Свои смелые мысли он стремился изложить в предельно простой форме, избегая новых терминов, скупо и строго внося изменения в привычные формулировки. Это было хорошо — работы В. Н. Сидорова легко читать. И это было плохо: многие читатели попросту не замечали этой неподчеркнутой, не заявляющей о себе новизны.
И в своих научных трудах, и в устных выступлениях В. Н. Сидоров был спорщик. Начиная спор, он сразу говорит, что такой-то взгляд для него неприемлем. Затем улучшает взгляд оппонента, устраняет неувязки в его теории, частные нелогичности, неудачные мотивировки, случайные промахи — н потом этот улучшенный, лишенный случайных недостатков иаучиый взгляд внимательно анализирует и показывает его неправильность. Не своя победа ему была дорога в споре, а победа науки.
Научную мысль В. Н. Сидорова отличала бескомпромиссность. То, что он считал верным, он защищал последовательно, яростно, неколебимо. Неистовая последовательность в науке нередко сочетается с прямолинейностью и схематичностью. Этого не было у В. Н. Сидорова.
В. Н Сидоров был учеником Д Н. Ушакова и М. Н. Петерсона. Он, как и его учителя, был убежденным сторонником московской лингвистической школы. Вместе со своими соратниками Р И. Аванесовым, А. А. Реформатским, П С. Кузнецовым он внес большой вклад в создание теории фонем, в изучение звуковых систем русских говоров, в исследование грамматических противопоставлений русского литературного языка, в теорию письма, в изучение языка Пушкина
Он был чуток ко всякой плодотворной мысли. Именно поэтому он всегда был окружен молодежью, начинающей свой путь в науке.