Василий Иванович Качалов (1875—1948)
Василий Иванович Качалов — выдающийся русский советский актер, артист Московского Художественного академического театра имени А. М. Горького. Родился в Вильно, в семье священника. Занимаясь на юридическом факультете Петербургского университета, Качалов выступал в любительских спектаклях, позднее уже как профессионал играл в провинциальных труппах в Казани и Саратове. Но ищущим художником, зрелым мастером Качалов стал лишь во МХАТе после знакомства с новаторской режиссурой К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и их единомышленниками. Впервые он появился на сцене Московского Художественного театра в 1900 г. в роли царя Берендея в пьесе «Снегурочка» А. Н. Островского. Его изящная пластика, голос, завораживающий особым тембром и своеобычной интонацией, сценическое обаяние покорили и коллег, и московскую публику. На долгие годы Качалов останется ее любимцем, а в предреволюционное десятилетие будет поистине властителем дум демократической интеллигенции.
В первые годы работы в Художественном театре важнейшее место в творчестве Качалова занимала современная ему драматургия А. П. Чехова и А. М. Горького. В пьесах Чехова — в образах Пети Трофимова («Вишневый сад») и барона Тузенбаха («Три сестры») — Качалов подчеркивал острое чувство неудовлетворенности окружающей действительностью. Но одновременно с этим жила в его героях и страстная мечта о счастье, неясное предчувствие надвигающихся социальных перемен, вера в будущее. В пьесе А. М. Горького «На дне» Качалов с поразительным мастерством сыграл роль Барона. Циничный, окончательно опустившийся человек, его Барон таил в себе между тем свою драму потерянной, прожитой зря жизни. Эту роль актер играл в течение 45 лет.
За долгую жизнь на сцене Художественного театра Качалов сыграл крупнейшие роли мировой драматургии: Юлия Цезаря и Бранда в одноименных трагедиях У. Шекспира и Г. Ибсена, Пимена в «Борисе Годунове» А. С. Пушкина и Горского в пьесе И. С. Тургенева «Где тонко, там и рвется», Глумова в пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, Чацкого в «Горе от ума» А. С. Грибоедова и др.
Но есть в его творческой биографии особый период (примерно 1905—1917 гг.). Каждая роль Качалова в эту пору становится общественным событием. Его Протасов («Дети Солнца» А. М. Горького), а позднее Иван Карамазов («Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому), Гамлет («Гамлет» У. Шекспира) и другие сценические персонажи выражали умонастроение целого поколения. Эти герои Качалова размышляли о судьбах мира, искали истину, не идя на компромиссы. Но изменить что-либо в окружающей их жизни им было не под силу. Они поражали зрителей напряженностью пытливой мысли, глубиной трагизма.
В послереволюционные годы творчество артиста приобрело новые краски. Качалов создал незабываемый образ партизанского вожака Вершинина в спектакле МХАТа «Бронепоезд 14-69» Вс. В. Иванова. Играя роль «От автора» в «Воскресении» (по Л. Н. Толстому), он в качестве ведущего спектакль заново открыл для зрителей философскую глубину, высокий гуманизм и лиризм Л. Н. Толстого. Обличительно-сатирические стороны его дарования проявились в таких ролях, как лицемерный царь Николай I («Николай I и декабристы» А. Кугеля) и Захар Бардин («Враги» А. М. Горького).
Качалов снимался в кино («Белый орел», режиссер Я. А. Протазанов). Многие годы выступал на эстраде. Он бы.п выдающимся чтецом произведений Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, А. С. Пушкина, А. А. Блока, В. В. Маяковского и других отечественных писателей.
За свою творческую деятельность В. И. Качалов был удостоен званий народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР.