ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Материалистическое учение о высшей нервной деятельности создал советский физиолог И. П. Павлов. Он определил высшую нервную деятельность как деятельность мозга, обеспечивающую «нормальные сложные отношения целого организма к внешнему миру». Таким образом, приспособительное (адаптивное) значение этой формы поведения заключается в формировании индивидуальных реакций животных и человека на изменяющиеся условия среды.

Проявлением высшей нервной деятельности у человека являются многочисленные осознаваемые и неосознанные условные рефлексы, возникающие и исчезающие в течение жизни, а также ощущения, восприятия, воображение, память, мышление, чувства, воля и другие психические процессы и состояния. У человека они тесно связаны с речью. Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности сказываются на темпераменте, характере, способностях человека.

В основе учения о высшей нервной деятельности лежит открытие И. П. Павловым явления условных рефлексов (приобретенных в процессе жизни) в отличие от безусловных (врожденных). Это открытие явилось результатом развития идей И. М. Сеченова о рефлекторной деятельности мозга и дало возможность изучать работу головного мозга объективными — экспериментальными — методами. Работы И. П. Павлова и его последователей подтвердили ленинское положение о том, что психика есть функция того особенно сложного куска материи, который называется мозгом человека.

И. П. Павлов сформулировал три основных принципа работы головного мозга позвоночных.

Принцип структурности. Психическая функция любой степени сложности осуществляется отделами головного мозга.

Принцип детерминизма. Любой психический процесс — ощущение, воображение, память, мышление, сознание, воля, чувства и другие — есть отражение материальных событий, происходящих в окружающем мире и в организме. Именно эти материальные явления в итоге определяют поведение. У животных такими причинами могут быть потребности в пище, воде, безопасности, в продолжении рода и т. д. (см. Поведение животных). У человека появляются еще и социальные потребности в труде, общении, занятиях литературой, наукой, искусством и др. Если потребности животных ограничены их наследственными особенностями, то потребности человека определяются не только природными факторами, но и человеческим трудом, создающим новые и новые продукты потребления.

Принцип анализа и синтеза. Сложные предметы и явления действительности воспринимаются обычно не целиком, а по отдельным признакам. Раздражители, воздействуя на рецепторы соответствующих органов чувств, вызывают потоки нервных импульсов. Они поступают в мозг и там синтезируются, в результате чего возникает целостный субъективный образ. Эти образы составляют своеобразную модель окружающей обстановки и дают возможность ориентироваться в ней.

Исследования высшей нервной деятельности показали, что работа мозга проявляется в процессах возбуждения и торможения. Раздражитель, вызвавший процесс возбуждения, вызывает деятельность органов; раздражитель, вызвавший процесс торможения, прекращает ее. Исследования ученых показали, что процессы возбуждения и торможения взаимосвязаны. Возбуждение связано с передачей нервных импульсов по нейронным цепям, торможение — с прерыванием потока нервных импульсов в одном из звеньев такой цепи.

Еше И. П. Павловым было установлено, что нервные процессы способны распространяться от места первоначального возникновения на другие участки мозга — иррадиировать. Вспомните, например, ребенка, которому смазали йодом небольшую рану на руке. Вначале он спокоен, затем начинает махать рукой, приседать, плакать. Это происходит оттого, что процесс возбуждения, возникший в центральной нервной системе, распространяется на значительные участки коры и подкорковые центры (рис. 1, 2). Благодаря иррадиации в мозге могут образовываться временные связи между различными, ранее изолированными, нервными центрами.

А. А. Ухтомский показал, что в головном мозге могут возникать стойкие очаги возбуждения, названные им доминантой. Они способны как бы притягивать к себе более слабые возбуждения, появляющиеся от других раздражителей. Голодная собака, например, обладает пищевой доминантой. Если зажигать лампочку, а потом давать собаке еду, возбуждение, вызванное светом лампочки, будет иррадиировать в сторону пищевого центра, и при многократном сочетании вспыхивания лампочки и кормления между этими центрами возникнет временная условная связь. Вспыхивание лампочки становится сигналом кормления.

Эволюционный подход в изучении ВНД был заложен советским ученым Л. А. Орбели. Его последователь Л. Г. Воронин показал, что стойкие временные связи, позволяющие животному реагировать на сигналы жизненно важных событий, появляются только у кольчатых червей, высших беспозвоночных и хордовых. У низших беспозвоночных и одноклеточных истинные условные рефлексы пока не обнаружены.

Процесс возбуждения в одном участке мозга может наводить торможение в другом его участке, равно как и торможение в одном центре может вызвать возбуждение в другом. Это явление называется взаимной индукцией процессов возбуждения и торможения. Благодаря этой закономерности новая деятельность автоматически устраняет прежнюю, потому что возбуждение, вызванное новыми раздражителями, затормаживает центры, которые ранее были возбуждены. Появление кошки, например, вызывает у собаки агрессивную реакцию, которая затормаживает пищевую.

Вследствие взаимной индукции нервных процессов возбуждение не может иррадииро-вать на все участки мозга, а ограничивается определенной территорией. Затем оно начинает отступать к пункту своего возникновения, концентрироваться (рис. 3, 4).

Благодаря иррадиации происходит обобщение условного сигнала: раздражителем становится не только сигнал, вызвавший условный рефлекс, но и множество сходных сигналов.

Благодаря концентрации животные и люди способны отличать сигналы значимых событий от сходных, но не связанных с этими событиями.

Выработанная в течение жизни система условных рефлексов называется динамическим стереотипом. Он лежит в основе навыков и привычек.

Высшая нервная деятельность человека значительно сложнее высшей нервной деятельности животных. Животное опознает важные для него образы — пищу, убежище, врага, руководствуясь реальными раздражителями. Человек же, кроме этого, с помощью речи способен использовать опыт не только личный, но и других людей.

И. П. Павлов создал учение о первой и второй сигнальных системах. К первой сигнальной системе он отнес естественные раздражители, ко второй — речь.

Различают речь внешнюю, благодаря которой мы общаемся с другими людьми, и речь внутреннюю, регулирующую наше сознательное поведение.

И. П. Павлов всегда подчеркивал универсальное значение созданного им учения. Б статье «Естествознание и мозг» он писал: «Таким образом, вся жизнь от простейших до сложнейших организмов, включая, конечно, и человека, есть длинный ряд все усложняющихся до высочайшей степени уравновешиваний внешней среды».

Ученики и последователи И. П. Павлова в течение многих лет изучали конкретные механизмы, лежащие в основе приспособительного поведения животных разных уровней эволюционного развития, и подтвердили теоретические представления великого физиолога.

Теперь уже известно, какие изменения происходят в различных отделах мозга, отдельных нейронах, мембранах и даже отдельных внутренних структурах нервных клеток на разных стадиях формирования условных рефлексов.

Ученым Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова удалось впервые показать, что формирование условных рефлексов связано с изменениями ДНК нейронов мозга. Эти изменения ДНК не носят наследственный характер. Проведенные исследования открывают возможность для поиска путей управления поведением на молекулярном уровне.

Современные достижения в изучении механизмов высшей нервной деятельности используются в медицинской, педагогической, сельскохозяйственной практике и в исследованиях, позволяющих оценить влияние природной среды на особенности поведения животных и человека.