Большой театр
Большой театр в Москве — старейший и известнейший русский театр. Его величественный портик, увенчанный квадригой Аполлона, известен, наверное, каждому любителю музыкального искусства в нашей стране и за рубежом. Большой театр стал не только национальным и мировым достоянием, но и одним из символов отечественной культуры. Такой авторитет завоевывается не сразу и не вдруг. Театр прошел большой и славный творческий путь.
Возникновение Большого театра связано с расцветом. русской культуры во второй половине XVIII в. Труппа его начала формироваться в 1776 г., когда известный любитель искусства князь П. В. Урусов и антрепренер М. Медокс получили разрешение на создание в Москве русского театра. Сначала представления давались в доме Р. И. Воронцова на Знаменке, а в 1780 г. было построено здание на улице Петровке (на месте нынешнего). Его стали называть Петровским театром или Театром Медокса. В труппу входили лучшие актеры: В. П. Померанцев, Г. В. Базилевич, М. С. Синявская. Позже были приняты С. Н. и Е. С. Сандуновы, П. А. Плавильщиков, Я. Е. Шушерин. Затем состав пополнился воспитанниками балетной школы Воспитательного дома и крепостными актерами графини Е. К. Головкиной. Разделение труппы на музыкальную и драматическую произошло гораздо позже, и часто случалось так, что одни и те же артисты демонстрировали свои дарования в балетных, оперных и драматических спектаклях. Здесь шли первые русские оперы: «Мельник — колдун, обманщик и сват» М. М. Соколовского, «Несчастье от кареты» В. А. Пашкевича, «Санктпетербургский гостиный двор» М. А. Матинского и В. А. Пашкевича. 30 декабря 1780 г., в день открытия Петровского театра, был показан первый балет-пантомима «Волшебная лавка» (балетмейстер Л. Парадиз).
Московская публика в отличие от чиновного, казенного Петербурга была гораздо демократичнее: студенты, купцы, мелкие чиновники, ремесленники. Эта публика оказала свое влияние на формирование национальной оперы и русского балета, и во многом благодаря ей в репертуаре театра стали утверждаться произведения отечественной музыкальной драматургии: сначала оперы-водевили (например, «Деревенский философ» А. А. Алябьева), балеты-дивертисменты, хранившие прелесть народного танца («Семик, или Гуляние в Марьиной Роще»), а затем и сочинения более крупных форм, лучшим из которых была опера А. Н. Верстовского «Аскольдова могила» (1835).
Но подлинный расцвет музыкально-исполнительского искусства Большого театра связан с постановкой опер М. И. Глинки «Иван Сусанин» (1842) и «Руслан и Людмила» (1846), А. С. Даргомыжского «Русалка» (1855), а затем произведений композиторов «Могучей кучки»: «Борис Годунов» (1888) М. П. Мусоргского, «Снегурочка» (1893) и «Ночь перед Рождеством» (1898) Н. А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» (1898) А. П. Бородина. Наивысшим достижением искусства Большого театра стала постановка опер и балетов П. И. Чайковского: «Лебединое озеро» (1877), «Евгений Онегин» (1881), «Мазепа» (1884), «Пиковая дама» (1891), «Спящая красавица» (1899).
Во второй половине XIX в. в Большом театре работали выдающиеся балетмейстеры Ж. Ж. Перро, А. Сен-Леон, М. И. Петипа. Реформатором балета в 1900-е гг. стал А. А. Горский. Важную роль сыграли дирижеры В. А. Сук, А. Ф. Аренде, Э. А. Купер и другие, художники А. М. Васнецов, А. Я. Головин, К. А. Коровин, К. Ф. Вальц. Гордостью театра была его великолепная труппа. Невозможно даже перечислить всех выдающихся певцов и артистов балета, входивших в нее: П. А. Хохлов, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, Е. В. Гельцер, М. М. Мордкин, В. Д. Тихомиров, И. В. Грызунов, В. Р. Петров и многие другие.
После Великой Октябрьской социалистической революции, в 1919 г., театр был удостоен звания академического. Оправдывая это звание, театр делает все возможное для сохранения высоких культурных традиций и приобщения к ним широких масс зрителей.
В операх русских и зарубежных композиторов раскрылся многогранный талант Н. А. Обуховой, В. В. Барсовой, И. С. Козловского, М. О. Рейзена, С. Я. Лемешева, Е. К. Катульской, А. С. Пирогова, П. Г. Лисициана и других.
На сцене Большого театра ставятся оперы и балеты советских композиторов, и среди них — «Тихий Дон» (1936) И. И. Дзержинского, «Абессалом и Этери» (1939) 3. П. Палиашвили, «Красный мак» (1927) Р. М. Глиэра, «Пламя Парижа» (1933) Б. В. Асафьева, «Ромео и Джульетта» (1946) С. С. Прокофьева, «Спартак» (1958) А. И. Хачатуряна, «Золотой век» (1982) Д. Д. Шостаковича. Всего поставлено уже около 100 произведений отечественных композиторов. Существенная роль в развитии искусства Большого театра принадлежит режиссерам Н. В. Смоличу, Б. А. Покровскому, И. М. Туманову, балетмейстерам Л. М. Лавровскому, Ю. Н. Григоровичу, дирижерам Н. С. Голованову, А. Ш. Мелик-Пашаеву, Б. Э. Хайкину, хормейстерам А. В. Рыбнову и другим, художникам Ф. Ф. Федоровскому, В. Ф. Рындину, С. Б. Вирсаладзе.
Начиная с середины 60-х гг. Большой театр регулярно выезжает на зарубежные гастроли и с тех пор побывал едва ли не во всех странах мира. И везде восторженными аплодисментами зрители встречали тот сплав вдохновения и мастерства, которым отмечено искусство Г. С. Улановой, О. В. Лепешинской, М. М. Плисецкой, Е. С. Максимовой, В. В. Васильева, М. Э. Лиепы, Н. И. Бессмертновой, И. К. Архиповой, Е. В. Образцовой, Т. А. Милашкиной, В. А. Атлантова, Е. Е. Нестеренко...
Необычна история строительства здания Большого театра. Первое каменное здание было построено в 1780 г., но оно сгорело в 1805 г. Только спустя 20 лет
было закончено строительство нового здания по проекту архитектора О. И. Бове, который частично использовал проект А. А. Михайлова. В 1853 г. Большой театр вновь стал жертвой пожара. Его восстановление взял на себя архитектор А. К. Кавос, который включил в композицию,сохранившийся восьмиколонный портик Бове и увенчал его бронзовой квадригой Аполлона (скульптор П. К. Клодт). В таком виде, за исключением небольших переделок, здание театра существует и в наши дни.
Здание Большого театра является местом, где отмечаются выдающиеся события общественно-политической жизни советского народа. Тридцать шесть раз с речами и докладами на съездах, конгрессах, митингах здесь выступал В. И. Ленин.
Пятиярусный зрительный зал, способный вместить свыше 2 тыс. человек, обладает редкими акустическими достоинствами. Огромна и сцена. На ней иной раз находится около 300 участников, но она не кажется тесной.
С 1961 г. спектакли Большого театра стали идти и на сцене Кремлевского Дворца съездов, где их могут видеть и слышать 6 тыс. человек. На своих двух сценах ежемесячно Большой театр показывает около 50 спектаклей.
Труппа Большого театра не имеет себе равных и по масштабам. В ней свыше 900 артистов оперы, балета и миманса, хора и оркестра. В создании спектакля участвуют не только певцы, танцоры и музыканты, но и работники постановочной части и художественно-производственных мастерских, представляющие свыше 90 профессий. Они готовят сложные декорации, освещение сцены, театральные костюмы для актеров. В среднем одним спектаклем занимаются 700 человек, включая все цеха и службы.
За заслуги в развитии музыкально-театрального искусства коллектив Большого театра СССР дважды был награжден орденом Ленина.