Ближневосточный конфликт

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Один из самых затяжных и взрывоопасных конфликтов современности, длящийся с 1948 г. Его отличает острота и многообразие противоречий между вовлеченными сторонами: национальные, территориальные, идеологические, религиозные. Конфликт периодически перерастает в кризисные стадии и вооруженную борьбу, серьезно дестабилизируя международную обстановку. Пять раз на Ближнем Востоке вспыхивали кровопролитные войны между Израилем и арабами. Гонка вооружений на Ближнем Востоке, наличие у некоторых стран региона оружия массового поражения и средств его доставки усиливают угрозу выхода конфронтации за региональные рамки. Политическое урегулирование ближневосточного конфликта отвечает коренным интересам как народов Ближнего Востока, так и всего человечества.

<addc>G</addc>

В основе конфликта лежит палестинская проблема, т. е. проблема арабского народа Палестины, изгнанного со своих земель и лишенного возможности реализовать неотъемлемое право на самоопределение. Ее зарождение связано с сионистской колонизацией Палестины, активно осуществляющейся с начала 20-х гг. й рамках английского мандата. Скупка земель сионистскими фондами, экономическое давление на местное арабское население, маневры британских властей привели к резкому обострению отношений между евреями и арабами. В феврале 1947 г. Великобритания была вынуждена передать вопрос о Палестине в ООН. 29 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 181 (II) о прекращении английского мандата и разделе Палестины на два государства: еврейское (площадью 14,1 тыс. кв. км) и арабское (площадью 11,1 тыс. кв. км) — и об установлении международного статуса для Иерусалима. Однако ситуация в Палестине была к тому времени достаточно накалена. В результате активизировавшихся военных действий 400 тыс. палестинских арабов были вынуждены покинуть родные места еще до официального провозглашения Израиля 14 мая 1948 г.

Палестинская проблема окончательно сформировалась в ходе первой арабо-израильской войны (1948— 1949). Эта война, получившая название палестинской, велась между Израилем и арабскими государствами — Египтом, Трансиорданией (с 1949 г. — Иорданией), Ираком, Сирией, Ливаном, Саудовской Аравией и Йеменом. Война была следствием колониальной политики Великобритании, отказа арабских режимов признать резолюцию ООН о разделе Палестины и создании Израиля, обострившихся арабо-еврейских противоречий.

В ходе войны Израиль захватил 6,7 тыс. кв. км территории Палестины и западную часть Иерусалима. Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим оккупировали войска Трансиордании, а сектор Газа попал под административный контроль Египта. Попытка образования Арабского государства в соответствии с решением ООН была сорвана. Около 800 тыс. палестинских арабов стали беженцами.

Война завершилась подписанием соглашений о перемирии между Израилем и отдельными арабскими странами; эти соглашения не устранили враждебности и не снизили уровня конфликтности.

В октябре 1956 г. Израиль совместно с Великобританией и Францией осуществил нападение на Египет, правительство которого во главе с Г. А. Насером национализировало незадолго до этого англо-французскую компанию Суэцкого канала. Две бывшие колониальные державы пытались таким образом восстановить свое влияние в регионе, а Израиль стремился не допустить военно-политического укрепления Египта, получившего оружие из Чехословакии и СССР, заключившего военные соглашения с Иорданией и Сирией, а также способствовавшего организации военных рейдов против Израиля, в основном из сектора Газа.

Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН от 2 ноября потребовала прекратить огонь. СССР направил Англии, Франции и Израилю резкие предупреждения; США прибегли к давлению на воюющие стороны, и в ночь на 7 ноября вооруженные действия прекратились. В зону конфликта вошли специально созданные силы ООН. Англо-французские войска были выведены в декабре, а израильские покинули последние удерживаемые ими позиции на египетской территории и в секторе Газа в марте 1957 г.

Подъем арабского национально-освободительного движения, укрепление радикальных режимов, появление на арабской политической арене в 1964 г. Организации освобождения Палестины (ООП) существенно изменили политическую карту арабского мира. Ближний Восток стал все больше превращаться в арену советско-американского соперничества. Подходы обеих держав к региону испытывали сильное влияние идеологии, что отразилось на выборе местных союзников. СССР поддерживал арабских радикалов, США—Израиль, развивая при этом связи с прозападными арабскими режимами. Конфронтационный характер советско-американских отношений того времени в сочетании с острыми местными противоречиями приводил к дальнейшему углублению конфликта, существенно затрудняя поиск взаимоприемлемых компромиссов.

5 июня 1967 г. на Ближнем Востоке вспыхнула новая война, получившая название «шестидневной». В ходе нее Израиль захватил Синайский полуостров, сектор Газа, Западный берег реки Иордан, восточную часть Иерусалима и Голанские высоты. 22 ноября 1967 г. Совет Безопасности принял резолюцию 242, создавшую основу для ликвидации последствий агрессии и начала урегулирования конфликта. Демонстрируя свою поддержку арабов, Советский Союз пошел на крайние меры и разорвал дипломатические отношения с Израилем, что в дальнейшем значительно осложнило проведение его ближневосточной политики. (Они были восстановлены в 1991 г.)

Стремление израильского правительства «освоить» захваченные земли и сохранить их под свойм контролем, проводимая им политика военного нажима на арабские страны, сохранявшийся отказ арабских стран от ведения переговоров с Израилем привели к очередному конфликту на Ближнем Востоке, который вылился в широкомасштабную войну. В октябре 1973 г. Египет, убедившийся в тщетности предпринимавшихся им дипломатических усилий, и Сирия начали военные действия по освобождению оккупированных Израилем территорий. Египетская армия форсировала Суэцкий канал, прорвала израильскую оборонительную линию Барлева. Сирийские войска вели бои на Голанских высотах. Американская помощь помогла Израилю несколько выровнять положение. В ответ арабские государства объявили нефтяной бойкот США и некоторым из их западноевропейских союзников и повысили цены на нефть в четыре раза.

Новая обстановка в регионе, контакты между СССР и США создали благоприятную ситуацию для поисков политического урегулирования арабо-израильского конфликта. К нему призывала резолюция Совета Безопасности ООН от 22 октября 1973 г. (№ 338). 21 декабря 1973 г. в Женеве под эгидой ООН и председательством СССР и США начала свою работу мирная конференция по Ближнему Востоку.

Однако постоянное участие СССР в процессе урегулирования противоречило интересам США, Израиля и Египта. США стремились взять на себя роль единственного арбитра, а Египет и Израиль опасались, что поддержка Советским Союзом требований арабских радикальных режимов и ООП сорвет возможности достижения соглашений. В конечном счете конференция была подменена «челночной дипломатией» государственного секретаря США Г. Киссинджера. Ему удалось добиться разведения войск Египта, Сирии и Израиля, а в сентябре 1975 г. заключить Синайское соглашение между Египтом и Израилем, которое решало отдельные вопросы, касающиеся этих двух стран.

Негативное отношение арабского мира к результатам американской дипломатической активности побудило администрацию Дж. Картера внести коррективы в подход к ближневосточному урегулированию. 1 октября 1977 г. было подписано совместное советско-американское заявление, где указывалось на необходимость всеобъемлющего решения конфликта и возобновления работы Женевской конференции. Однако оно оказалось недолговечным. Администрация, столкнувшись с критикой заявления внутри страны, предпочла конференции организацию переговоров между Египтом и Израилем, путь к которым проложил визит египетского президента А. Садата в Иерусалим в ноябре 1977 г.

В сентябре 1978 г. были заключены Кэмп-Дэвидские соглашения, а в марте 1979 г. подписан египетско-израильский договор, резко осужденный в арабском мире. Возвратив Египту Синайский полуостров, Израиль активизировал меры по сохранению контроля над Западным берегом реки Иордан, сектором Газа, Голанскими высотами, а в июле 1980 г. незаконно провозгласил Иерусалим своей «неделимой» столицей.

Стремление исключить палестинскую проблему из комплекса вопросов политического урегулирования на Ближнем Востоке, максимально ослабить ООП и тем самым облегчить освоение палестинских земель стало важнейшей причиной израильской агрессии 1982 г. против Ливана. Выбор Ливана в качестве объекта израильского нападения был не случайным. С 1975 г. в стране развивался острый кризис, занявший особое место в структуре ближневосточного конфликта. В его основе лежал комплекс социальных, этнических, политических и религиозных противоречий. Приблизительно 60% ливанского населения — мусульмане, 40% — христиане. Установленная еще в 1943 г. конфессиональная система, определявшая долю участия христиан и мусульман в законодательных и исполнительных органах Ливана, закрепила преимущественное положение христианской общины в управлении страной, что пришло в противоречие с интересами ливанских мусульман. Вместе с тем серьезную роль в ливанском кризисе сыграл «палестинский фактор». В связи с палестинской войной в Ливан прибыло около 300 тыс. палестинских беженцев. После того как в 1970 г. палестинское движение сопротивления утратило в результате братоубийственной войны свои позиции в Иордании, вооруженные силы палестинцев переместились в Ливан. Наличие в соседней стране гражданских лагерей и баз палестинцев рассматривалось в Израиле в качестве серьезной угрозы. Его военные акции против палестинцев в свою очередь провоцировали антипалестинские настроения в Ливане, где правые силы требовали ухода палестинцев. Вмешательство Израиля в ливанские дела было одним из факторов, способствовавших затягиванию военных действий, дальнейшей дестабилизации обстановки.

В 1982 г. израильский курс в отношении Ливана приобрел новое качество: израильское руководство приняло решение не об очередной репрессалии, а о широкомасштабной войне. Об израильских планах были поставлены в известность США. Не оставляя в то же время попыток добиться заключения новых соглашений, Вашингтон выдвинул 1 сентября 1982 г. «план Рейгана». Арабские страны отвергли его и противопоставили ему общеарабскую платформу по урегулированию, разработанную на совещании в верхах в Фесе (Марокко) в сентябре 1982 г.

Американские предложения не нашли поддержки и в Израиле, хотя к тому времени отношения между двумя странами поднялись до уровня «стратегического сотрудничества».

Принципиально новые моменты в ближневосточную ситуацию привнесло палестинское восстание на оккупированных территориях — интифада, начавшееся в декабре 1987 г., а также разработка ООП нового реалистического курса. Самое длительное и интенсивное за всю историю израильской оккупации сопротивление палестинцев показало, что израильское руководство больше не может контролировать ситуацию с помощью испытанных методов. Требования палестинцев о самоопределении были подкреплены решениями Национального совета Палестины (ноябрь 1988 г.), провозгласившего создание палестинского государства и призвавшего к созыву Международной конференции на основе резолюций Совета Безопасности ООН № 242 и 338. Признание права Израиля на существование и осуждение терроризма было зафиксировано и в неоднократных выступлениях председателя ООП Я. Арафата.

Эти события происходили на фоне процесса нормализации советско-американских отношений, расширения контактов по широкому кругу международных проблем, включая региональные конфликты. Определенные сдвиги обозначились в американской позиции. Так, в конце 1988 г. США впервые вступили в официальный диалог с ООП, стали более терпимо относиться к идее международной конференции по Ближнему Востоку.

В этих условиях израильское правительство национального единства, включавшее два основных блока (правый Ликуд и центристский Маарах), сочло необходимым обозначить и свой подход к возможному урегулированию. Отвергая созыв международной конференции и переговоры с ООП, оно вместе с тем высказалось за проведение выборов на Западном берегу и в секторе Газа с целью избрания палестинской делегации, которая будет вести переговоры об установлении переходного периода самоуправления. Эти предложения, принятые 14 мая 1989 г., получили название «план Шамира» — по имени израильского премьер-министра.

Однако на деле правые в израильском руководстве вовсе не были готовы к вступлению в диалог с палестинцами. Попытки администрации Дж. Буша начать переговорный процесс, воспользовавшись израильскими предложениями от 14 мая 1989 г., не дали результатов. Так называемый «план Бейкера» не получил поддержки израильских правых — Шамира и его сторонников. Ими был категорически отвергнут и план, предложенный египетским президентом Х. Мубараком. В результате в Израиле начался затяжной правительственный кризис. Правительство национального единства распалось, так как входившие в него блоки не смогли выработать общую линию в вопросе о политическом урегулировании.

В июне 1990 г. после досрочных выборов в Израиле было сформировано правительство узкой коалиции во главе с Ликудом, куда вошло несколько правых партий. Приход к власти столь жестко настроенных лидеров породил серьезные сомнения относительно перспектив поиска политических решений.

Почти в это же время в ответ на высадку вооруженных палестинцев на побережье в Тель-Авиве США прервали диалог с ООП, хотя Я. Арафат заявил, что ООП не имела к этой акции никакого отношения.

Политическое урегулирование на Ближнем Востоке вновь зашло в тупик. События в регионе продолжали стремительно развиваться. Общий высокий уровень конфликтности, превративший Ближний Восток в «пороховой погреб», создавал благоприятную почву для развития дестабилизирующих тенденций.

В августе 1990 г. началась агрессия Ирака против Кувейта. Территория этого государства была аннексирована. Действия Ирака вызвали всеобщее осуждение. СССР и США вместе выступили против иракской акции. Совет Безопасности ООН принял ряд резолюций с требованием вывести иракские войска из Кувейта, были введены экономические санкции, блокада (см. Организация Объединенных Наций). По просьбе Саудовской Аравии США и ряд других государств перебросили свои войска на ее территорию и территорию Объединенных Арабских Эмиратов. В акваторию Персидского залива были введены военно-морские силы США и их союзников.

Кризис в Персидском заливе внес раскол в арабские ряды. Большинство арабских государств встали на сторону Кувейта. Некоторые радикальные режимы и ООП поддержали Ирак. В целом на общественном уровне проиракские настроения в арабском мире были достаточно сильны. Иракский президент С. Хусейн умело использовал палестинскую проблему для создания себе ореола борца за права палестинцев. Он попытался расширить рамки конфликта, втянув в него Израиль. С этой целью Ирак начал ракетные обстрелы Израиля, но израильское руководство проявило сдержанность и не пошло на нанесение ответных ударов. Нежелание С. Хусейна идти ни на какие компромиссы, озабоченность мирового сообщества опасным развитием ситуации в регионе обусловили решение ООН о применении силы против Ирака.

Советско-американское взаимодействие в ходе кризиса заложило основу для координации усилий обеих держав в арабо-израильском конфликте. На встрече в верхах в Москве в июле—августе 1991 г. СССР и США подписали совместное заявление. Был дан новый импульс контактам с заинтересованными сторонами, преследующим цели созыва мирной конференции по Ближнему Востоку.

Соединенные Штаты приложили основные усилия по подготовке конференции, в результате которых в конце октября 1991 г. в Мадриде под сопредседательством США и СССР собрались участники ближневосточного конфликта. Обстановка вокруг конференции оставалась сложной. Наряду с трезвыми голосами звучали экстремистские призывы со стороны Ливии, Ирана, руководства некоторых палестинских организаций, отдельных ультраправых группировок в Израиле. Потребовались компромиссы, касающиеся в том числе состава присутствующих. Среди них не было ООП, а палестинские представители вошли в состав иордано-палестинской делегации.

Тот факт, что впервые за многолетнюю историю конфликта враждующие стороны сели за стол переговоров, означал важный дипломатический прорыв. Вместе с тем позиции арабов и Израиля оставались очень далекими друг от друга и прежде всего по таким основополагающим проблемам, как принцип «территории в обмен на мир», создание палестинского государства, будущее Иерусалима. В ходе конференции неоднократно возникала напряженность, раздавались взаимные обвинения, давали о себе знать копившиеся десятилетиями недоверие и враждебность. Несмотря на эти ожидавшиеся трудности, первый этап конференции доказал принципиальную возможность политических решений. Концептуально речь идет о длительном переговорном процессе на многосторонней и двусторонней основе, в рамках которого будет обсуждаться весь комплекс арабо-израильских отношений. При этом необходимы промежуточные договоренности, отдельные стадии, создающие одновременно перспективу для заключения окончательных мирных соглашений.