Балет, раздел «Музыкант»
Балет — сложный вид музыкально-сценического искусства. Главные его составные части: музыка и хореография, включающая в себя все виды танца и пантомиму, сценарий (либретто), а также художественное оформление. Драматический замысел балета раскрывает и передает музыка в ее синтезе с хореографией. В танце раскрываются содержание балета, характеры действующих лиц, их мысли, чувства, настроения и поступки. Искусство артистов — балерин и танцовщиков — делает его одухотворенным, осмысленным, поэтически содержательным. Декорации, костюмы воссоздают время и место действия, атмосферу, в которой происходят события.
Балет бывает многоактным или одноактным, балетом-пьесой с развернутым сюжетом, балетом-симфонией — бессюжетным произведением или хореографической миниатюрой. В балете взаимодействуют несколько видов танца: классический, характерный, ритмопластический, современный. Классический танец — это главная «пластическая речь» в балете. Развиваясь в течение длительного времени, он приобрел точные, узаконенные формы, стал стройной системой, сложившейся на основе элементов народных танцев и танцев различных эпох (античности, Возрождения и др.). В XVII в. во Франции была разработана терминология классического танца, принятая повсеместно и в настоящее время.
Система классического танца обрела свои законы в процессе развития балетного искусства, в тесной связи художественной практики с эстетическими взглядами, во взаимосвязи техники и физических возможностей человека. Классический танец современного типа включает наряду с различными национальными танцевальными элементами элементы пластики, акробатики.
Характерный танец построен в значительной мере на народной хореографии. Его значение особенно возросло в современном балете, где он наряду с классическим танцем служит для создания ярких реалистических образов.
Составной частью балета является пантомима. В пантомимных сценах актеры мимикой и жестами выражают чувства, переживания героев, передают смысл происходящих событий.
Развитие самобытных черт русского классического балета тесно связано с музыкой. М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин в своих операх создали замечательные по красоте и выразительности танцы, целые балетные сцены. Гениальный реформатор русского балета П. И. Чайковский создал и утвердил основы музыкально-хореографической драматургии, открывшие широчайшие перспективы для развития балетного искусства. С симфонической музыкой Чайковского в русский балет пришла реалистичность образов, психологическая углубленность характеров, драматическая страстность человеческих чувств. Они нашли свое воплощение в балетах, поставленных М. И. Петипа: «Спящей красавице», «Лебедином озере» (совместно с Л. И. Ивановым), а также в «Раймонде» А. К. Глазунова.
На рубеже XIX и XX вв. выразителями новых веяний, новых путей в русском балете стали талантливые балетмейстеры А. А. Горский (Большой театр) и М. М. Фокин (Мариинский театр). Плеяда одаренных артистов воплощает их творческие замыслы. Среди них прославившиеся на весь мир балерины — А. П. Павлова, Е. В. Гельцер, Т. П. Карсавина, танцовщики В. Ф. Нижинский, В. Д. Тихомиров, М. М. Мордкин и другие.
Мировоззрение Горского формировалось под влиянием передовых деятелей русской культуры — К. С. Станиславского и Вл. И. Неми-ровича-Данченко. В своих балетах «Дочь Гудулы» (музыка А. Ю. Симона), «Салам-бо» (музыка А. Ф. Арендса), «Дон Кихот» (музыка Л. Ф. Минкуса), «Конек-Горбунок» (музыка Ч. Пуньи) и других Горский утверждал новые художественные принципы создания балетных спектаклей, которые определялись драматической выразительностью образов, разнообразием танцевальных жанров, режиссерской разработкой мизансцен спектаклей, возросшим значением роли кордебалета — как массового действующего лица. Крупный вклад в русское балетное искусство внес Фокин, расширивший круг идей и образов в балете и обогативший его новыми формами и стилями. Постановка Фокина для «Русских сезонов» в Париже в 10-х гг. XX в. «Шопе-нианы» (на музыку Ф. Шопена), «Петрушки» и «Жар-птицы» (оба балета И. Ф. Стравинского), «Половецких плясок» (на музыку из оперы «Князь Игорь» Бородина) принесли мировую славу русскому балету. Художественное совершенство «Умирающего лебедя» (музыка К. Сен-Санса), созданного Фокиным для Павловой, в гармонии с вдохновенным исполнением балериной превратило его в поэтическую эмблему русского классического балета. Русский балет оказал плодотворное влияние на развитие классического балетного искусства Англии, США, Японии и других стран.
Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новые пути в развитии балета. А. В. Луначарский, выступая в Большом театре на юбилее балерины Гель-цер в 1921 г., сказал: «...Мы признаем, что балет, так как он есть, уже очарователен: очарованием музыки и танца, всей этой жизнью и грацией, всей этой яркостью и пластикой. Но, конечно, он может очиститься от тех или иных черт устаревшей рутины... проникнуться более глубокими идеями... зажечься большим единением с симфонической музыкой, он может дойти до интерпретации самых великих символов человеческой жизни... Но нам нужно иметь не дилетантский балет, а такой, который был бы достижением величайшего из владык — трудового народа».
Советские композиторы, балетмейстеры, сценаристы, художники стремятся к созданию содержательных, драматически осмысленных балетов. В балет приходят новые темы, рождаются новые сценические образы. Идеи пролетарского интернационализма, борьбу народа за свою независимость, рост национального самосознания, героический дух революционных народных масс отражают балеты «Красный мак» Р. М. Глиэра, «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева, «Сердце гор» А. М. Балан-чивадзе, «Лауренсия» А. А. Крейна, «Тропою грома» К. А. Караева, «Спартак» А. И. Хачатуряна. В балетах «Партизанские дни» Асафьева, «Светлана» Д. Л. Клебанова, «Берег счастья» А. Э. Спадавеккиа, «Юность» М. И. Чулаки, «На берегу моря» Ю. А. Юзелюноса, «Гаянэ» Хачатуряна на сцену пришла современная жизнь — борьба за Советскую власть, радость мирной жизни и созидательного труда, героизм и мужество советского народа в годы Великой Отечественной войны. О проблемах современности рассказывают балеты 50—70-х гг. — «Берег надежды» А. П. Петрова, «Ленинградская симфония» (на музыку Д. Д. Шостаковича), «Геологи» Н. Н. Каретникова, «Асель» В. А. Власова (по повести Ч. Айтматова «Тополек мой в красной косынке»), «Материнское поле» К- Молдоба-санова (по одноименной повести Айтматова), «Горянка» М. М. Кажлаева (по повести Р. Г. Гамзатова), «Ангара» А. Я- Эшпая (по пьесе А. Н. Арбузова «Иркутская история»). Рождаются детские балеты, в которых сказочность переплетается с современной действительностью, добрая воля с юмором. Это «Аистенок» Клебанова, «Доктор Айболит» И. В. Морозова, «Чиполлино» К. С. Хачатуряна и др.
Советское хореографическое искусство развивается на основе творческого слияния русской балетной классики с многонациональной народной хореографией. В 30-е гг. во всех республиках сформировались -национальные театры классического балета. Сложился большой, многонациональный балетный репертуар, обогащенный красками национального своеобразия, национального колорита как в музыке, так и в самой хореографии произведений: балеты сказочные, в основу которых легли предания, легенды, балеты, созданные по мотивам народного эпоса, и балеты современные. Таковы татарский балет «Шурале» Ф. 3. Яруллина, азербайджанские — «Семь красавиц» Караева, «Легенда о любви» А. Д. Меликова, украинский — «Лесная песня» М. А. Скорульского, эстонский — «Калеви-поэг» А. Э. Каппа, латышский — «Сакта свободы» А. П. Скулте, белорусский — «Мечта» Е. А. Глебова, киргизский — «Чолпон» М. Р. Раухвергера, армянский — «Гаянэ» Хачатуряна, таджикский — «Лейли и Медж-нун» С. А. Баласаняна, грузинский — «Горда» Д. А. Торадзе, бурятский — «Красавица Ангара» Книппера и Б. Б. Ямпилова, русский — «Иван Грозный» на музыку С. С. Прокофьева (автор музыкальной редакции Чулаки).
Советский балет обогащается идеями и образами произведений классиков мировой литературы и драматургии. Совершенно новую музыкально-хореографическую жизнь получили в балете герои произведений М. Ю. Лермонтова («Маскарад» Л. А. Лапутина), Н. В. Гоголя («Тарас Бульба» В. П. Соловьева-Седого), Л. Н. Толстого («Анна Каренина» Р. К. Щедрина), А. П. Чехова («Чайка» Щедрина). С постановкой балета «Бахчисарайский фонтан» Асафьева началась советская хореографическая Пушкиниана. Вслед за незабываемым образом Марии, созданным Г. С. Улановой, героев А. С. Пушкина талантливо воплощали многие наши мастера в балетах «Кавказский пленник» Асафьева, «Цы-ганы» С. Н. Василенко, «Сказка о попе и работнике его Балде» Чулаки, «Медный всадник» Глиэра, «Барышня-крестьянка» Асафьева. Хореографическая Шекспириана включает балеты «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Отел-ло» А. Д. Мачавариани, «Виндзорские проказницы» В. А. Оранского, «Гамлет» Р. К. Габичвадзе, «Макбет» К. В. Молчанова, «Любовью за любовь» Т. Н. Хренникова (по пьесе «Много шума из ничего»), «Антоний и Клеопатра» Э. Л. Лазарева. Композиторы в творческом содружестве с балетмейстерами Р. В. Захаровым, Л. М. Лавровским, В. И. Вайноненом, К. Я- Голейзовским, И. А. Моисеевым, Л. В. Якобсоном, В. М. Ча-букиани, К- М. Сергеевым, В. П. Бурмейсте-ром, И. Д. Вельским, Ю. Н. Григоровичем, О. М. Виноградовым, И. А. Чернышевым, Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёвым, В. В. Васильевым, В. Н. Елизаровым, У. О. Сар-багишевым, Д. А. Брянцевым и другими создают золотой фонд советского балетного искусства. Его всемирную славу утверждает высокое мастерство артистов балета: Г. С. Улановой, М. Т. Семеновой, О. В. Лепешинской, Н. М. Дудинской, М. М. Плисецкой, И. А. Кол-паковой, Г. Б. Измайловой, Л. П. Сахьяновой, М. А. Сабировой, Е. С. Максимовой, Н. И. Бессмертновой, А. М. Мессерера, Васильева, М. Э. Лиепы, М. Л. Лавровского и других.
Балет в нашей стране стал подлинно народным искусством. Советская балетная школа формирует специалистов высокого класса. На международных фестивалях в Праге, Берлине, Будапеште, Варшаве, Варне, Токио, в Москве советская артистическая молодежь завоевывает высшие награды и почетные дипломы. По всему миру с триумфальным успехом проходят гастроли балетных трупп и отдельных солистов — представителей различных национальных республик Советского Союза.
Идейно-эстетическая, гуманистическая направленность советского балета, его нравственное воздействие на мировое хореографическое искусство необычайно плодотворны и широки.