Армия
Тысячелетняя история России неразрывно связана с доблестью и подвигами русского воинства (см. Военное искусство России (до начала 20 в.). Россия, занимавшая огромное евразийское пространство, свою безопасность могла обеспечить только с помощью мощной армии, которая постепенно превращалась в серьезную силу внутри страны. Большое влияние военных на политическую жизнь является одной из традиций российской государственности, характерной для различных эпох.
В Киевской Руси (см. Русь в IX — начале XII в.) безопасность государства обеспечивали немногочисленные княжеские дружины, к которым в случае грозной внешней опасности присоединялось народное ополчение. В XV—XVII вв. военную службу несли дворяне и дети боярские, получавшие за нее земли — поместья. Менее привилегированной частью «служилых людей» были стрельцы. Это воинство не представлялось надежным, так как служба не являлась основным занятием как дворян, так и стрельцов. Они принимали активное участие в политической жизни, отстаивая свои хозяйственные, торговые и другие интересы, часто не совпадавшие с царскими. В 17 в. стали формироваться полки иноземного строя, состоявшие из свободных людей различных сословий: солдатские (пехотные), вооруженные мушкетами, бердышами, шпагами, и рейтарские (конные), с карабинами, пистолетами, саблями и копьями, поэтому их еще называли копейщиками. Всего к концу XVII в. насчитывалось 39 солдатских и 25 рейтарских полков общей численностью до 90 тыс. человек.
В результате реформ Петра I произошел переход к регулярной армии, с пожизненным сроком службы, полным обеспечением всем необходимым, профессиональной подготовкой военных и жесткой дисциплиной (см. Петр I и реформы первой четверти XVIII в.). В 1699 г. в Москве были изданы указы по созданию войск нового образца. Один из указов объявлял прием добровольцев из вольных людей на условиях, что все они будут получать жалованье «по 11 рублей и будут записаны в московских полках в солдаты, а когда они будут на службе великого государя, где ни на есть, им будут даны хлебные кормовые запасы и вино». По другому указу набирались «даточные» люди со всех вотчин, поместий и церковных владений. «Даточные» люди поставлялись «из дворовых и деловых людей, добрых, не старых и не увечных, и с патриарха, митрополитов, монастырей и с церквей, из числа служек, служебников и конюхов».
Первый набор дал около 32 тыс. рекрутов, из них было сформировано 27 пехотных и 2 драгунских полка. Вооружение пехоты состояло из кремневых ружей и шпаг. Капралы, сержанты и ефрейторы имели пики и алебарды. Обмундирование было единым — зеленый кафтан по немецкому образцу. Муштровали солдат командиры из иностранцев. Боевой школой русской регулярной армии стала Северная война 1700—1721 гг., положившая начало отработке внутренних связей полков и традициям в армии (см. Русско-шведские войны XVI—XIX вв.).
В первой четверти XVIII в. русская армия — одна из сильнейших в Европе. В ее рядах насчитывалось более 100 тыс. человек. Кроме того, существовали гарнизонные войска, призванные утвердить власть России на вновь присоединенных территориях; ландмилиция — для охраны окраин; иррегулярные казачьи войска (см. Казачество). Общая численность вооруженных сил превышала 220 тыс. человек. Благодаря развитию мануфактур армия имела мощную по тем временам артиллерию.
В русской армии постоянно не хватало офицеров, должности которых могли занимать только дворяне. Разрешила этот вопрос петровская Табель о рангах. За «беспорочную» службу рядовые производились в унтер-офицеры, за особые успехи они могли стать офицерами. Любой офицерский чин приносил дворянство (см. Чины, звания, титулы).
Солдатская служба была очень тяжелой. Крестьянские парни, попавшие в рекруты, глубоко переживали переход от домашнего быта к военному. Телесные наказания и смертная казнь представляли обычное явление. Служба, фактически пожизненная, требовала огромного физического напряжения, особенно при длительных переходах. Казарм почти не существовало; даже в начале XIX в. их не хватало и для половины армии. Поздней осенью солдат размещали на зимние квартиры. Их расселяли по домам сельских и городских жителей. Они разделяли убогое жилище и обычную скудную пищу простого народа. Из-за плохого питания и полного отсутствия медицинской помощи во время постоя солдаты часто болели и умирали. Но, несмотря на все трудности, в русской армии складывались славные боевые традиции, крепкие товарищеские отношения.
Знаменательной эпохой в истории армии была полководческая деятельность А. В. Суворова. Он восхищался древними римлянами, у которых, как он писал, «бои были кровавыми учениями, а учения — бои без пролития крови». Обучая солдат, Суворов делал упор не на парадной муштре, а на том, с чем придется столкнуться на войне, действовал «не рассказом, а показом». Он отличался властной суровостью, но при этом сохранял справедливость и проявлял глубокое уважение к личности солдата. Слава и популярность Суворова прочно вошли в историю русской армии и были широко известны за рубежом.
На прямой противоположности суворовским принципам в конце XVIII в. строились «гатчинские войска» Павла I. Придя к власти, Павел I стал насаждать отжившие свой век порядки во всей русской армии. Опять появились ненавистные косы, парики; удобные куртки, шаровары, сапоги, каски сменили прусские мундиры. Снова воцарилась жестокая, бессмысленная муштра. В результате русской армии был нанесен огромный ущерб накануне кровопролитных войн с наполеоновской Францией.
Отечественная война 1812 г. значительно подняла авторитет армии в России. Победоносная война повлияла на взгляды многих офицеров. В их среде возникло движение за гуманное отношение к солдатам; по их инициативе в полках организовывались школы взаимного обучения грамоте.
Однако «свежий ветер» не надолго проник в армию. К началу 20-х гг. XIX в. порядки в армии стал определять воспитанник «гатчинских войск» А. А. Аракчеев (см. Аракчеевщина). Накануне 1812 г. была проведена военная реформа. По инициативе Александра I для солдат стали строиться военные поселения, где они наряду со службой занимались еще и сельскохозяйственными работами. К середине XIX в. численность русской армии заметно возросла, увеличился и ее боевой потенциал, но в условиях господства крепостного строя и реакционной политической системы глубоких качественных изменений в ней не происходило. По-прежнему армия пополнялась за счет ненавистной в народе рекрутской повинности; срок службы составлял 20—25 лет. Отсюда вытекало преобладание пожилых солдат, которые не в состоянии были нести полевую службу. Так, из 1,4 млн. человек, находившихся на службе в годы Крымской войны 1853—1856 гг., полевую службу могли нести не более 500 тыс.
Под влиянием печальных уроков крымской и франко-прусской войн русская армия подверглась реорганизации. Реформы (они проводились в течение 60-х — в начале 70-х гг.) осуществлял выдающийся государственный деятель, военный теоретик, генерал-фельдмаршал Д. А. Милютин (1816—1912). С целью повышения ответственности командиров была ослаблена централизация военного управления и созданы военные округа. Год от года сокращались сроки службы рядовых, составив в итоге 10 лет. Наконец, 1 января 1874 г. в России была введена всеобщая воинская повинность.
По новому закону военную службу обязаны были нести все мужчины независимо от сословной принадлежности. Льготы давались только по состоянию здоровья, семейному положению (единственный кормилец) и образованию (в виде сокращенных сроков службы). Общий срок службы составлял 15 лет, из них 6 лет приходилось на действительную службу и 9 лет — на службу в запасе. Через несколько лет продолжительность действительной службы сократилась до 4 лет в пехоте и 5 лет в кавалерии, конной артиллерии и инженерных войсках. Новые воинские уставы предусматривали быстрое обучение новобранцев и сводили к минимуму плац-парадную муштру. Офицеров готовили в юнкерских училищах, куда принимались лица со средним образованием без сословных ограничений. Высшее военное образование давалось в военных академиях, но количество офицеров, оканчивавших их, было незначительно.
При реорганизации армии была осуществлена широкая программа развития военной промышленности. Старые оружейные заводы — Тульский, Ижевский, Сестрорецкий — подверглись технической реконструкции. В результате открытий русских металлургов Россия впервые в мире начала производить артиллерийские стволы из литой стали. Развитие массового военного производства позволило перевооружить армию новым стрелковым оружием; наиболее известна винтовка С. И. Мосина образца 1891 г. Результаты реформ блестяще сказались на ходе русско-турецкой войны 1877—1878 гг., закончившейся полной победой русской армии (см. Русско-турецкие войны XVII—XIX вв.).
Особое положение в русской армии занимала гвардия. Возникла она одновременно с регулярной армией, т. е. на рубеже XVII—XVIII вв., как привилегированные войска. Первые гвардейские полки — Преображенский и Семеновский — считали свое «старшинство» с 1700 г. В 1724 г., во время коронации Екатерины I, из гвардейских офицеров была сформирована кавалергардия (кавалергарды) как особо привилегированная часть гвардии для личной охраны царственной особы. В 1730 г. появились Измайловский и Конный гвардейские полки.
Первоначально гвардия формировалась из дворян и наиболее отличившихся армейских унтер-офицеров. Лишь с середины 18 в. она стала пополняться за счет рекрутов, но окончательно положение о ее дворянском составе было отменено только в начале XIX в. Привилегии гвардейских офицеров и унтер-офицеров определялись «старшинством» в два чина по сравнению с армейскими. Это означало, что при переводе в армию гвардейский офицер автоматически повышался на два чина, а унтер-офицер производился в офицеры и получал дворянство. Все нижние чины — солдаты — считались гренадерами, т. е. отборными воинами. С конца 18 в. в гвардии были представлены все рода войск; ее полки — гусарский, егерский, кирасирский, казачий,атаманский и другие подразделения — объявлялись образцовыми, служащими примером для всех аналогичных полков в армии. На протяжении XIX в. в знак признания преданности государю и воинских заслуг в гвардию были включены небольшие, чисто символические, подразделения крымских татар, калмыков, а также казаков. Со временем гвардия стала подразделяться на «старую» и «молодую»; полки «старой» гвардии считались более привилегированными.
В начале 20 в. русская гвардия состояла из 39 полков, 4 артиллерийских бригад, саперного батальона, гвардейского морского экипажа и нескольких кораблей. Привилегированное положение гвардии не ставило ее в исключительное положение во время войн. Напротив, гвардейцы принимали участие в самых ответственных и опасных районах боевых действий. Героизм и самоотверженность гвардии снискали всеобщее уважение в России и за ее пределами. Об участии гвардии в дворцовых переворотах читайте в соответствующей статье словаря.
В 20 в. русская армия насчитывала 1 млн. человек на действительной службе и 3,5 млн. — в запасе. Поражение в русско-японской войне 1904—1905 гг. потребовало новых решительных шагов по укреплению армии.
В 1905—1912 гг. были проведены новые военные реформы, которые существенно укрепили русскую армию к началу первой мировой войны. Однако завершить полное перевооружение армии царскому правительству не удалось, и поэтому, действуя против более современной германской армии, русские войска потерпели ряд тяжелых поражений. Вместе с тем, выступая против австро-венгерских войск, русская армия смогла провести несколько весьма успешных операций. К концу 1917 г. старая армия в результате поражений, общего кризиса в стране была деморализована и не способна воевать.
15 января 1918 г. декретом Советского правительства создавалась Рабоче-Крестьянская Красная Армия (РККА), которая в ходе гражданской войны и иностранной военной интервенции 1918—1922 гг. прошла сложный путь развития и постепенно превратилась в мощную боевую силу. В 20—30-е гг. окончательно утвердились принципы всеобщей воинской обязанности граждан Советского Союза, сформировался квалифицированный кадровый состав командования РККА, произошло перевооружение армии.
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., несмотря на колоссальные потери, Красная Армия продолжала укрепляться и к концу войны превратилась в сильнейшую армию в мире. С 1946 г. ее новое официальное название — Советская Армия.
В послевоенный период Советские Вооруженные Силы получили в свое распоряжение ядерное оружие, ракеты стратегического назначения, мощную авиацию. Для обеспечения безопасности важнейших экономических центров страны был создан огромный комплекс противовоздушной обороны. Все это потребовало колоссальных затрат государства на военные цели. Успехи в военной области во многом обеспечивались за счет средств, необходимых для гражданских отраслей хозяйства, за счет экономии средств на образование, культуру и здравоохранение. Участие Советского Союза в гонке вооружений имело двоякие последствия: с одной стороны, огромный военный потенциал страны сдерживал военные притязания других держав, создавая стабильную обстановку в мире; с другой — непомерные военные расходы разрушали собственную экономику.
Характерной чертой современной армии является ее высокая техническая оснащенность, что предъявляет новые требования к личному составу. Армия нуждается в специалистах самых разнообразных отраслей знаний. Современные солдаты и офицеры должны не только иметь высокую физическую подготовку, но и уметь пользоваться разнообразной техникой, различными, порой очень сложными видами оружия и совершенными навыками ведения боя в тылу противника. В 80-х гг., полагаясь на прежнее превосходство Советской Армии, военное руководство придерживалось устаревших концепций и форм организации войск, что породило затяжной кризис Вооруженных Сил. Как часто бывало в российской истории, кризис в армии способствовал общеполитическому кризису в стране в целом, что и проявилось в политических событиях 1991 г.
После распада Советского Союза в декабре 1991 г. и образования суверенной Российской Федерации начался трудный процесс формирования новой Российской Армии.