Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887)
Александр Порфирьевич Бородин — человек редкой, удивительно разносторонней одаренности. Получив замечательное домашнее образование (он владел несколькими языками, играл на различных музыкальных инструментах), он рано осознал свое призвание. Химия и музыка — эти две столь различные сферы стали делом всей жизни Бородина: в обеих он достиг высот профессионализма, став ученым и композитором с мировым именем.
Подружившись в 1862 г. с М. А. Балакиревым и войдя в созданный им кружок «Могучая кучка», Бородин обрел единомышленников. В общем русле их исканий композитор нашел свой, особый путь. Его влекли «дела давно минувших дней»: величественные, богатырские образы русских былин и сказаний, героические эпизоды прошлого. Основой его оперы «Князь Игорь» стал замечательный памятник древнерусской культуры XII в. «Слово о полку Игореве». Не случайно опера посвящена памяти М. И. Глинки: вслед за глинкинским «Русланом и Людмилой» Бородин создал высочайший образец русской эпической оперы, утверждающей величие и славу Русского государства. С Глинкой Бородина роднит и другое: удивительная цельность мировосприятия; сам характер его музыки, в которой с такой же, как у Глинки, естественностью соединились начала классическое и романтическое, эпическое и лирическое, национальное и чужеземное.
Стиль Бородина поразительно индивидуален. Неторопливое, чаще повествовательное, чем драматическое, развертывание «событий» в его произведениях, их красочный, исполненный сочного юмора и благородной сдержанности музыкальный язык — таковы лишь некоторые характерные черты его музыки.
Не столь плодовитый, как его товарищи по «Могучей кучке», Бородин оставил шедевры во многих областях музыкального искусства. В симфониях, особенно во 2-й (1876), названной В. В. Стасовым «Богатырской», со всей полнотой раскрылся дар Бородина-симфониста. Его перу принадлежат также 2 прекрасных струнных квартета; симфоническая картина «В Средней Азии»; 16 романсов, разнообразных по содержанию, — настоящих жемчужин русской вокальной лирики.
Из-за огромной занятости (помимо научной Бородин вел еще и большую общественную работу — в частности, был одним из организаторов первого в стране высшего медицинского учебного заведения для женщин) создание большинства произведений длилось очень долго, а некоторые из них остались незавершенными и были восстановлены после смерти композитора его друзьями — Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым, например «Князь Игорь» (1890), 3-я симфония (1887).