АРТИКУЛЯЦИЯ

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Артикуляция (от латинского «артикуло» — «расчленяю, членораздельно произношу») — способ исполнения голосом или на инструменте последовательности звуков. Определяется слитностью или расчлененностью последних. Существует множество различных градаций звуковедения, от легатиссимо (предельной слитности звуков) до стаккатиссимо (максимальной краткости звуков). Применение тех или иных приемов артикуляции зависит от существа музыкального сочинения, его языка, характера. Выдающиеся исполнители нередко создают оригинальную интерпретацию известного сочинения, отличную от общепризнанной, что во многом определяется применением собственной системы артикуляции.

На духовых инструментах артикуляция осуществляется регулированием дыхания, на клавишных — снятием пальца с клавиши, связным перенесением пальцев с клавиши на клавишу, на смычковых — ведением смычка, в пении — разными приемами использования голоса. В нотной записи артикуляция обозначается графическими знаками — лигами, горизонтальными черточками, точками, вертикальными черточками (в изданиях XVIII в.) или словами «тенуто», «портато», «маркато», «спиккато», «пиццикато» и др. В XVII в. получают особое значение указания в нотах для струнных инструментов. В XVIII в. артикуляция приобретает более современный, свойственный нашему времени вид. Она становится одним из важнейших средств для фразировки: звучание ноты, ее связь со следующим звуком, активное или мягкое зарождение, угасание звука.

Артикуляция в пении — один из важных компонентов в работе над выработкой дикцион-ных, выразительных качеств вокалиста. Это не только правильное выговаривание гласных и согласных, отдельных слогов, их вокальность, умение жестко или мягко произносить их, переносить по особому, не грамматическому, а вокальному принципу (вместо «необъя-тной Родины моей» следует петь «не-объя-тной»). Артикуляция вокалиста, хорового певца, хора в целом — это высокая культура обращения со словом, с поэтическим текстом, уважение к нему, выстраивание такой концепции вокального искусства, когда слово и мелодия равнозначны, различимы, звучат слитно. Великий Ф. И. Шаляпин пел так, что не только каждое слово, но и каждый слог были слышны абсолютно в любой точке зала. Сочетание слова, фразы, музыки, образа в замечательном единстве потрясали слушателей.

Хоровому коллективу трудно добиваться артикуляционного, образного единства, без которого невозможно совершенство дикции. Но тем и славны наши лучшие хоровые коллективы, как взрослые, так и детские, что их исполнение полно артистизма, а произношение помогает глубокому раскрытию художественного образа, замысла композитора.

Артикуляция — одна из сторон в фортепьянном, инструментальном, вокальном исполнительстве. Произношение — понятие более широкое, оно вбирает в себя вибрирование звука, нюансировку, чистоту интонирования.