АППЛИКАТУРА

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальных инструментах называют аппликатурой (от латинского «апплико» — «прикладываю, прижимаю»). Удобная аппликатура помогает быстрее овладеть необходимыми приемами игры, преодолевать технические трудности, развивать пальцевую беглость, виртуозность. Хорошо подобранная аппликатура дает возможность значительно быстрее выучить произведение, четче представить себе и сыграть сложные пассажи, делает более доступными, казалось бы, непреодолимые технические сложности. Аппликатура в нотах указывается цифрами — каким именно пальцем сыграть тот или иной звук, или знаками.

Для клавишных инструментов ранее использовались только средние пальцы, с соскальзыванием их с черной на белую клавишу. Для струнных щипковых и в особенности для духовых инструментов возможности аппликатуры ограниченны.

В нотах для струнных смычковых инструментов пальцы левой руки указываются цифрами от 1 до 4 (от указательного пальца к мизинцу). Для клавишных инструментов пальцы обозначают цифрами 1—5 (от большого пальца к мизинцу каждой руки). Ранее применялись и другие обозначения. Общие принципы аппликатуры менялись в зависимости от развития исполнительской техники и совершенствования музыкальных инструментов.

Современная аппликатура с использованием всех пяти пальцев в фортепьянной музыке появилась у Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Крупнейшие исполнители на скрипке, а позже и на виолончели расширяли естественные границы аппликатурных возможностей. Новые приемы виолончельной игры ввели Л. Боккерини, затем К. Ю. Давыдов, П. Касальс, скрипичной — Н. Паганини, позже — Э. Изаи, Ф. Крейслер, фортепьянной — Ф. Лист, А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев.