АККОМПАНЕМЕНТ

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Аккомпанемент — музыкальное сопровождение мелодии голоса, мелодии инструментального произведения. Аккомпанируют на отдельных инструментах (фортепьяно, баян, гитара и т. д.), оркестром, ансамблем самого различного состава (народным, академическим, инструментальным, джазовым). Аккомпанемент помогает солисту более выразительно исполнять свою партию.

Например, танцует девушка в ярком национальном костюме. Ее танец сопровождается ритмическими фигурациями, которые один или несколько музыкантов исполняют на ударных народных инструментах — бубне, барабане. Музыканты аккомпанируют ей. Другой пример: исполняется баллада «Лесной царь» Ф. Шуберта на стихи И. В. Гёте. Художественные образы сочинения, трагедию жизни и смерти раскрывают двое — певец и пианист-концерт-мейстер. Здесь аккомпанемент выполняет уже иную функцию. Это не просто ритмическое сопровождение. Фортепьянная партия — полноценный компонент всей музыкальной картины, ее выразительные особенности составляют вместе с мелодией единую, неразделимую композицию.

Играет скрипач Д. Ф. Ойстрах, ему аккомпанирует струнный ансамбль. Поет Л. Г. Зыкина. Ее пение сопровождает оркестр народных инструментов. Полный состав симфонического оркестра аккомпанирует С. Т. Рихтеру, исполняющему фортепьянный концерт П. И. Чайковского. Иногда солисту аккомпанирует хор, вокальный, инструментальный ансамбль.

В конце XVI — начале XVII в. аккомпанемент лишь намечался цифровыми обозначениями — генерал-басом, который произвольно трактовался и расшифровывался исполнителем. Позднее, в XVIII в., аккомпанемент стал выписываться полностью. Наивысшего художественного уровня достигает аккомпанемент в эпоху романтизма. Он становится равноправным с мелодией. Ярким примером такого единства могут служить романсы Р. Шумана, Шуберта, Э. Грига, Чайковского, С. В. Рахманинова. Важную роль играет аккомпанемент в вокальных и инструментальных произведениях советских композиторов.