«Ла Скала»

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Ла Скала» — один из крупнейших оперных театров мира. Здание театра, возведенное в Милане по проекту архитектора Дж. Пьермарини, отличается строгостью неоклассических пропорций и прекрасной акустикой зрительного зала, вмещающего 3500 человек. Оно построено на месте церкви Санта-Мария делла Скалла (откуда театр и получил свое название).

«Ла Скала» был открыт 3 августа 1778 г. специально написанными к этому случаю оперой «Признанная Европа» и двумя балетами А. Сальери.

Во время второй мировой войны здание театра было почти полностью разрушено прямым попаданием фугасной бомбы. В 1946 г. оно восстановлено в своем первоначальном виде.

«Ла Скала» по праву считается «академией национальной музыкальной культуры». Вся его история связана с творчеством крупнейших композиторов Италии — Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Дж. Пуччини. Их оперы, как и оперы многих других композиторов, впервые были поставлены именно в этом театре.

Со второй половины XIX в. театр ставит шедевры мировой классики, а в нынешнем столетии отдает предпочтение постановкам современных композиторов. Русская и советская классика, к примеру, представлена операми «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского, операми и балетами П. И. Чайковского, операми С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича, западноевропейская — произведениями Р. Вагнера, Р. Штрауса, К. Дебюсси, Л. Яначека, З. Кодаи, Б. Бриттена.

Состав труппы почти всегда был интернациональным. Так, наряду со всемирно известными певцами из Италии, такими, как А. Каталани, Дж. Б. Рубини, Дж. Паста, М. Баттистини, Э. Карузо, Т. Руффо, Т. Даль Монте, М. Дель Монако, Р. Тебальди и другие, на сцене театра выступали русские и советские певцы Ф. И. Шаляпин, С. А. Крушельницкая, Л. В. Собинов, И. К. Архипова, Е. Е. Нестеренко, Е. В. Образцова, болгарские — Б. Христов, Н. Гяуров, испанские — М. Кабалье, П. Доминго, шведская певица К. Нильсон, греческая — М. Каллас и другие.

Славу «Ла Скала» приумножили его выдающиеся дирижеры. Целой эпохой в жизни театра стала деятельность А. Тосканини, поднявшего престиж «Ла Скала» поистине на недосягаемую высоту. Многие постановки осуществили Г. Караян, К. Аббадо — крупнейшие дирижеры современности.

Интересные спектакли ставят в «Ла Скала» ведущие режиссеры театра и кино, такие, как Л. Висконти, Ф. Дзеффирелли, Л. Ронкони, Дж. Стрелер.

Среди тех, кто утверждал славу «Ла Скала» как крупнейшего центра мировой оперной культуры, его директора А. Гирингелли, П. Грасси. Так, П. Грасси стал инициатором поиска новых форм общения театра со зрителями, претворив в жизнь идею «распахнутых дверей». Суть ее — во влиянии искусства театра на все культурные слои Милана, на новые поколения зрителей, на формирование художественного вкуса нации, на деятельность музыкальных учреждений. А. Гирингелли и П. Грасси провели гастроли «Ла Скала» в Москве соответственно в 1964 и 1974 гг. С 1955 г. «Ла Скала» имеет своеобразный филиал «Пиккола Скала» (камерная сцена и зал на 500 человек), открывшийся постановкой оперы Дж. Чимарозы «Тайный брак».