«Берлинер ансамбль»
Так называется театр в Германской Демократической Республике, основанный в Берлине в 1949 г. Бертольдом Брехтом. К работе в театре он привлек как давних своих соратников по искусству (режиссера Эриха Энгеля, композиторов Ханса Эйслера и Пауля Дессау, театрального художника Каспара Неэра, артистов Елену Вейгель, Эрнста Буша и других), так и творческую молодежь. Наиболее талантливые из учеников Брехта продолжили его дело и за пределами ГДР. Первые семь спектаклей «Берлинер ансамбля» 1949—1951 гг. стали своеобразным манифестом молодого театрального коллектива: «Мамаша Кураж и ее дети» и «Господин Пунтилла и его слуга Матти» Б. Брехта, «Васса Железнова» и «Мать» по М. Горькому, «Бобровая шуба» и «Красный петух» по Г. Гауптману, «Гувернер» З. Ленца (в редакции Брехта). Когда в 1953 г. Брехт поставил комедию Э. Штритматтера «Кацграбен» о жизни в немецкой деревне в нелегкие послевоенные годы, то основы репертуара театра стали совершенно ясны: брехтовские пьесы, советская драматургия, классика — отечественная и мировая, современные пьесы ГДР.
Особенности драматургии Брехта потребовали иной, чем принятая в те годы, системы спектакля, т. е. не только художественного решения происходящего на сцене, но и достижения определенного восприятия его публикой. Спектакли «Берлинер ансамбля» предъявляли к публике требование овладеть «искусством быть зрителем». Поскольку в постановках этого театра основное внимание уделялось отношениям персонажей (а не их внутреннему миру), то зрителей нацеливали не на развязку спектакля, а на весь ход действия. Социальная суть персонажа прокламировалась сразу, и зрителю по ходу спектакля предлагалось исследовать все ее «составные части».
Для облегчения этой задачи брехтовская режиссерская школа, в значительной мере подкреплявшаяся талантом и творческим опытом главного художника театра Карла фон Аппена (1900—1981), не стремилась к воссозданию на сцене максимальной иллюзии действительности. Белый горизонт (не кулисы и не павильон) был постоянным фоном действия с минимальным числом необходимых деталей или аксессуаров (например, фургон Мамаши Кураж). Ровный, не слишком яркий свет направлен на сцену (публика должна хорошо видеть мастерство актеров), при этом осветительную аппаратуру не скрывают (зритель не должен забывать, что он в театре). Актеры играют неспешно, их жесты точны и скупы; темп спектакля истинно эпический: зритель может все рассмотреть, оценить, а затем и продумать.
Особо важные, узловые моменты действия подчеркиваются с помощью «эффекта остранения», т. е. показа вроде бы хорошо знакомых зрителю вещей, но с новой, неожиданной для него стороны ради разрушения стереотипа восприятия. Новая задача возникла и перед актерами театра, от которых требовалось не только перевоплотиться в образ, но и дать ему свою, актерскую оценку. Классические примеры актерских достижений «Берлинер ансамбля» — исполнение ролей Мамаши Кураж и Пелагеи Власовой Еленой Вейгель (1900—1971), работы Эрнста Буша (1900—1980) в пьесах Брехта «Кавказский меловой круг», «Жизнь Галилея» и др.
В истории «Берлинер ансамбля» можно отметить несколько периодов. Первый (1949—1956), брехтовский, — это время формирования творческого метода театра, первых зарубежных гастролей, принесших ему мировую славу. Второй (1956—1971) связан с деятельностью учеников и последователей Брехта, развивающих творческие принципы основателя театра. Третий (1971—1977) обусловил поиск дальнейших путей развития театрального коллектива, возглавляемого режиссером Рут Бергхауз. И наконец, современный период, когда во главе театра встал один из самых талантливых учеников Брехта — Манфред Векверт (с 1979 г. президент Академии искусств ГДР).
Деятельность «Берлинер ансамбля» оказала большое влияние на современный мировой театр. Его спектакли и творческие принципы Брехта обозначили новые вехи в развитии театрального искусства.