Прототип

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Прототип (от греч. prōtótypon — прообраз) — реальное лицо, послужившее автору для создания литературного героя, образа, типа. Процесс создания литературного героя может быть двоякий. В одном случае писатель обобщает, как бы «спрессовывает» (выражение М. Горького) в литературном типе черты, присущие многим людям. По такому пути шел Н. В. Гоголь, нарисовавший чиновников в «Ревизоре». Этим принципом руководствовался и А. Т. Твардовский, создавший такого замечательного героя, как Василий Теркин. В другом случае автор, создавая образ, отталкивается от прототипа — конкретного лица, реально существующего или существовавшего в жизни.

В 1709 г. сенсационное сообщение облетело всю Англию. Корабль привез в Лондон полудикого человека, одетого в шкуру какого‑то животного. Этим человеком оказался моряк Александр Селькирк, оставленный экипажем корабля на необитаемом острове и проживший там четыре года. Его приключения были полны драматизма. Борьба с одиночеством, борьба за существование, за жизнь стали предметом внимания не только английских обывателей, газетчиков, но и ученых. История моряка произвела огромное впечатление и на писателя Д. Дефо. Через некоторое время появился роман «Робинзон Крузо», который вот уже в течение многих веков волнует не одно поколение читателей. Так моряк стал литературным прототипом.

А кто не знает замечательное произведение Б. Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке»?! Герой повести Мересьев взят автором в буквальном смысле из жизни. Военному летчику А. П. Маресьеву ампутируют обе ноги, но он мужественно и настойчиво добивается своей цели: освоив протезы, снова садится за штурвал самолета, чтобы сражаться с фашистами, а после победы жить полнокровной жизнью советского человека. А. П. Маресьев — прототип полюбившегося читателям героя произведения Б. Н. Полевого.

Своих прототипов имеют некоторые герои романов Л. Н. Толстого «Война и мир», М. Горького «Мать», Н. А. Островского «Как закалялась сталь», А. Я. Яшина «Вологодская свадьба». Иногда писатель изображает реальных людей под их истинными именами: Чапаев у Д. А. Фурманова, молодогвардейцы у А. А. Фадеева, герои Брестской крепости у С. С. Смирнова. Можно ли сказать в подобных случаях, что писатель представляет нам копии реально живших людей? Нет, конечно. Анализ и сопоставление художественных образов и их прототипов свидетельствуют о том, что автор, основываясь на фактическом материале, создает художественный образ, обладающий силой обобщения и несущий в себе авторскую оценку. Писатель может, создавая художественный образ, опираться и на черты нескольких прототипов.

Смысл и значение литературного героя — образа человека — неизмеримо шире и глубже любого непосредственного «материала», использованного художником. Именно поэтому высокохудожественное произведение воздействует на читателя особенно сильно. Происходит как бы обратный процесс: теперь уже литературный герой рождает своих двойников в жизни. Книги отечественных авторов дают множество ярких примеров «отражения жизни» и «обратных связей» с действительностью. Роман Н. Островского «Как закалялась сталь» обошел весь мир и оказал огромное влияние на умонастроения молодежи.

Существующая связь прототип — литературный герой наглядно убеждает нас в том, что писатель зорко всматривается в жизнь, отражая её наиболее важные закономерности, а читатель также внимательно всматривается в книгу, учась у нее жить.

См. также

По примеру Алексея Мересьева