Многонациональная музыка советского периода

Материал из Юнциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Советская многонациональная музыка — качественно новый этап развития отечественной музыкальной культуры. Октябрьская революция создала условия для гармонического развития всех наций и народностей страны, для осуществления тезиса «искусство принадлежит народу». Музыка советского периода была преемственно связана с традициями прошлого и развивала прогрессивные черты художественного наследия. Все многообразие явлений советской музыки, отражающее богатство стилей, национальных особенностей, форм и жанров, опирается на общие идейные основы: партийность, Народность в музыке, гуманизм, гражданственность, верность жизненной правде. Основополагающим методом советской музыки, как и всего советского искусства, является социалистический реализм.

На концерте в Кремлевском Дворце съездов, посвященном 60‑летию образования СССР. Декабрь 1982 г. Москва.
Сцена из балета «Золушка» С. С. Прокофьева. Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Москва.
Сцена из оперы «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича. Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Москва.
Сцена из оперы «Мертвые души» Р. К. Щедрина. Большой театр. Москва.
Сцена из балета «Лесная песня» М. А. Скорульского. Академический театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко. Киев.
Т. Н. Хренников.
Г. В. Свиридов.
О. В. Тактакишвили.

После победы Октябрьской революции в стране свободно зазвучали боевые песни пролетариата — «Интернационал», «Варшавянка», «Мы кузнецы». Первые массовые песни в нашей стране возникли еще в годы гражданской войны (1918–1920). Их слагали сами красноармейцы, чаще всего на мотивы старых рабочих и солдатских песен. Из них наиболее известны «Смело мы в бой пойдем», матросская «По морям, по волнам», комсомольские «Наш паровоз», «Там вдали, за рекой», красноармейская «Красная Армия всех сильней». Но уже и тогда рождались первые авторские песни: «Марш Буденного» Дм. Я. Покрасса, «Песня Коммуны» А. С. Митюшина, «Взвейтесь кострами» С. Ф. Кайдан-Дешкина.

В начале 20‑х гг. были организованы первые государственные филармонии, хоровые капеллы, оперные студии. Перед трудовым народом открылся широкий путь к музыкальному образованию, к участию в художественной самодеятельности (см. Музыкальная самодеятельность), к постижению богатств классической музыки. Многие выдающиеся музыканты и артисты, начавшие свой творческий путь еще в дореволюционные годы, стали активными строителями молодой советской культуры, воспитателями новых талантов, вышедших из народа. Среди видных мастеров старшего поколения были знаменитые русские певцы А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, Л. В. Собинов, И. В. Ершов, композиторы Р. М. Глиэр, Н. Я. Мясковский, М. М. Ипполитов-Иванов, профессора консерваторий пианисты К. Н. Игумнов, Л. В. Николаев, А. Б. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз. Основоположниками профессионального музыкального искусства в национальных республиках стали З. П. Палиашвили, Д. И. Аракишвили, М. А. Баланчивадзе, А. А. Спендиаров, У. Гаджибеков, Н. Д. Леонтович, Л. Н. Ревуцкий (см. также ст. «Музыка народов СССР в дореволюционный период».

Уже к середине 20‑х гг. заявили о себе молодые композиторы, воспитанные советскими консерваториями, в том числе Д. Д. Шостакович, В. Я. Шебалин, А. А. Давиденко, Д. Б. Кабалевский, М. В. Коваль.

В 1925 г. группа студентов Московской консерватории объединилась в кружок «Проколл» (Производственный коллектив) во главе с Давиденко. В «Проколл» вошли В. А. Белый, Коваль, Н. К. Чемберджи, Б. С. Шехтер, С. Н. Ряузов, Кабалевский и другие. «Проколловцы» стремились к созданию современной массовой музыки. Главное место в их творчестве заняли песни и хоры, пронизанные энергичными ритмами и интонациями революционной эпохи. В 20‑х гг. в народе охотно пели «Конную Буденного» Давиденко, «Юность» Коваля, «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Белого, «Железными резервами» Шехтера. «Проколловцы» были тесно связаны с рабочими хоровыми коллективами. К 10‑летию Октябрьской революции они написали коллективное сочинение — ораторию «Путь Октября», посвященную памятным событиям 1905 и 1917 гг. Лучшие страницы оратории принадлежали Давиденко: это хоровые картины «Улица волнуется» (о рабочей демонстрации 1917 г.) и «На десятой версте от столицы» (о событиях 9 января 1905 г.).

В это время появились первые советские оперы, воспевающие героику гражданской войны и народно-освободительных движений. Во многих театрах с успехом шел один из первых советских балетов — «Красный мак» (1927 г.) Глиэра. Сюжет его был навеян мотивами революционной борьбы трудящихся Китая. М. И. Калинин, высоко оценив балет Глиэра, сказал о нем: «Прекрасное, уже советское творение!» В 1924 г. впервые исполнялась 6‑я симфония Мясковского, повествующая о тяжелых испытаниях и великих победах революционных лет. Важнейшим событием музыкальной жизни этого периода было рождение 1‑й симфонии Шостаковича (1926 г.). Она покорила слушателей острым чувством современности. Впервые были исполнены оперы, симфонии и произведения других жанров, созданные композиторами братских национальных республик: оперы «Даиси» и «Латавра» Палиашвили, «Алмаст» Спендиарова, две симфонии Ревуцкого, хоры Леонтовича, ряд сочинений белорусских авторов Н. Н. Чуркина, Н. И. Аладова.

Под влиянием марксистско-ленинской эстетики перестраивалась наука о музыке. Были написаны замечательные музыковедческие труды композитора и ученого Б. В. Асафьева, по-новому освещавшие наследие русских и зарубежных композиторов-классиков.

В 30‑е гг. советская музыка вступила в классическую пору своего развития. Этому содействовало постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций». Вместо разрозненных творческих групп был создан Союз советских композиторов (см. Союз композиторов). Это помогло теснее сплотить многонациональный отряд композиторов на основе принципов социалистического реализма.

Один за другим рождались музыкальные шедевры, завоевавшие признание во всем мире. Сложный мир переживаний современного человека, его мечты и надежды, его борьба с жизненными препятствиями и устремленность к светлому будущему нашли свое отражение в симфонических произведениях: 5‑й симфонии Шостаковича, в 16‑й, 21‑й симфониях Мясковского, драматической симфонии «Ленин» (по поэме В. В. Маяковского) Шебалина, в симфониях Л. К. Книппера, Кабалевского, В. И. Мурадели, А. И. Хачатуряна. С успехом выступили в симфоническом жанре украинские мастера Б. Н. Лятошинский, В. С. Косенко, грузинские — Ш. М. Мшвелидзе, Г. В. Киладзе и другие.

По всему миру прозвучали прославленные творения С. С. Прокофьева — фортепьянные и скрипичные концерты, ряд опер и кантат. Его балет «Ромео и Джульетта» стал гордостью советского искусства. Опера Прокофьева «Семен Котко» (по мотивам повести В. П. Катаева «Я сын трудового народа»), воскрешающая события гражданской войны на Украине, ознаменовала успех советского оперного реализма. Слушатели с интересом встретили оперы .«Тихий Дон» И. И. Дзержинского (по роману М. А. Шолохова), «В бурю» Т. Н. Хренникова (по роману Н. Е. Вирты «Одиночество»), отображавшие события революционных лет. Их достоинствами были простота и напевность музыки, естественное претворение современной песенной стихии.

Образы русской классической литературы получили оригинальное воплощение в замечательной опере-трагедии «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»; по повести Н. С. Лескова) Шостаковича. Это произведение, вошедшее в советскую и мировую оперную классику, захватывает остротой социального конфликта, яркостью психологических характеристик.

Социальный конфликт лежит в основе оперы Кабалевского «Кола Брюньон» (по одноименной повести Р. Роллана). Она привлекает лиризмом, красочными жанровыми и драматическими сценами. В балетах реалистические тенденции наиболее полно проявились у Асафьева («Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан»), А. А. Крейна («Лауренсия»), А. М. Баланчивадзе («Сердце гор»). Тогда же, в 30‑е гг., расцвел оригинальный творческий дар Хачатуряна. Композитор сумел достичь в своей музыке свободного синтеза традиций народной музыки Востока с европейской музыкальной культурой.

Его фортепьянный и скрипичный концерты, симфонии, известные балеты «Гаянэ» и «Спартак» (Ленинская премия, 1959 г.), прекрасная музыка к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» продолжают увлекать слушателей и сегодня.

На новый уровень поднимается развитие музыкальной культуры в союзных и автономных республиках, формируются на основе принципов социалистического реализма национальные композиторские школы. Большую помощь в этом оказывали композиторы РСФСР. Так, например, старейшие мастера Глиэр, С. Н. Василенко в сотрудничестве с молодыми узбекскими авторами сочиняли оперы для музыкального театра в Узбекистане. Уральский композитор М. П. Фролов участвовал в создании первой бурятской оперы для национального театра в Улан-Удэ, а московские композиторы В. А. Власов и В. Г. Фере трудились совместно с киргизским певцом и музыкантом С. А. Малдыбаевым над первыми национальными операми.

Молодым композиторам в национальных республиках передавали свой опыт и знания Е. Г. Брусиловский (в Казахстане), С. А. Баласанян (в Таджикистане), В. А. Золотарев (в Белоруссии) и другие. Значительную роль в пропаганде достижений национальных культур сыграли декады национального искусства, проводившиеся в Москве с 1936 г. Москвичи познакомились с классическими операми Палиашвили, Спендиарова, А. Т. Тиграняна, оперной эпопеей Гаджибекова «Кёр-оглы», казахскими операми «Кыз-Жибек» и «Ер-Таргын» Брусиловского, армянским балетом «Счастье» Хачатуряна. На сцене Большого театра пели украинские кобзари, казахские акыны, армянские гусаны, грузинские многоголосные хоры.

Советские музыканты — пианисты, скрипачи, виолончелисты — завоевывали первые места на международных конкурсах в Париже, Вене, Варшаве, утверждая славу советской исполнительской школы. Заслуженной любовью слушателей пользовались выступления Д. Ф. Ойстраха, Л. И. Оборина, Э. Г. Гилельса, Я. В. Флиера, Я. И. Зака, Р. В. Тамаркиной, М. С. Козолуповой.

В 30‑е гг. наступил подлинный расцвет песенного творчества. Выдвинулись новые талантливые мастера, чьи произведения стали распространяться с помощью звукового кино, радио, грамзаписей. В эти годы утверждаются характерные черты советской песни: широта распева, заражающая энергия и дух коллективизма. Всеобщую известность получают песни И. О. Дунаевского «Марш веселых ребят», «Спортивный марш», «Песня о веселом ветре», исполненные юношеского задора. Духом советского патриотизма пронизаны его «Песня о Родине», «Каховка», «Марш энтузиастов».

Одновременно создавались песни В. Г. Захарова, посвященные колхозной деревне. Они впервые прозвучали в исполнении руководимого им Русского народного хора имени М. Е. Пятницкого: «Вдоль деревни», «Дороженька», «Провожанье», «И кто его знает». Рождались новые песни о Красной Армии («Полюшко» Книппера, «Три танкиста» Дм. Я. и Дан Я. Покрасс), о пограничниках («Катюша» М. И. Блантера), о трудовой доблести рабочих («Песня о встречном» Шостаковича), песни-воспоминания о героях гражданской войны («Орленок» Белого, «Тачанка» К. Я. Листова). Любовь широких масс слушателей завоевал Ансамбль песни и пляски Советской Армии, возглавляемый А. В. Александровым; знаменитая партизанская песня «По долинам и по взгорьям» в его обработке обрела мировую известность. Успеху наиболее признанных песен содействовало содружество композиторов с талантливыми поэтами — М. В. Исаковским, В. И. Лебедевым-Кумачом, А. А. Сурковым, Е. А. Долматовским и другими.

Незадолго до Великой Отечественной войны появились музыкальные сочинения, воспевавшие воинскую доблесть советского народа, его готовность защищать честь и независимость Родины. Осенью 1939 г. прозвучали кантата Прокофьева «Александр Невский» и симфония-кантата Ю. А. Шапорина «На поле Куликовом». Тогда же была с успехом исполнена оратория Коваля «Емельян Пугачев».

С первых же дней Великой Отечественной войны искусство было призвано помогать делу борьбы с фашизмом. Композиторы создавали симфонии и оперы, оратории и кантаты, посвященные обороне родной земли, воспевающие мужество и героизм советских людей. В военные годы появились песни, ставшие символами народного мужества. Они вдохновляли на борьбу с фашизмом, в них слышались ярость и гнев народа, его готовность к борьбе, они согревали солдатские сердца в часы отдыха (см. Музыка Великой Отечественной войны).

В послевоенные годы многие произведения искусства еще напоминали о пережитой народом трагедии, о трудностях борьбы и радостях достигнутой победы. Герои новых опер — партизаны, воины-летчики, комсомольцы. Были поставлены оперы «Семья Тараса» Кабалевского, «Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса, позднее, в 50‑е гг., «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева. Главными темами советской музыки первых послевоенных лет стали темы созидательного труда и борьбы за мир. Они нашли свое претворение в ораториях «Песнь о лесах» Шостаковича, «На страже мира» Прокофьева, хоровой сюите «Река-богатырь» В. А. Макарова, «Кантате о Родине» А. Г. Арутюняна.

Богатый духовный мир наших современников, способных глубоко и серьезно переживать радости и печали бытия, нашел свое отражение в симфониях: 27‑й Мясковского, 7‑й Прокофьева, 10‑й Шостаковича и др.

Послевоенные годы привнесли новое поэтическое содержание и в советскую песню. На первый план выступили темы сплочения всех людей доброй воли в борьбе за мир и свободный труд. На молодежных фестивалях 50‑х гг. на всех языках мира пели «Гимн демократической молодежи мира» А. Г. Новикова и «Гимн международного союза студентов» Мурадели, «Мы за мир» С. С. Туликова, «Мир победит войну» Шостаковича. Сердечный отклик у миллионов людей разных национальностей нашли полные нежного лиризма «Подмосковные вечера» В. П. Соловьева-Седого и пленяющая своей детской непосредственностью песня «Пусть всегда будет солнце» А. И. Островского.

Обогащается репертуар музыкальных театров. Он включает и образы классической литературы (балеты «Золушка» Прокофьева, «Медный всадник» Глиэра), и картины революционного прошлого (оперы «Декабристы» Шапорина, «Мать» Хренникова, «Никита Вершинин» Кабалевского), и знакомые всем мотивы русских сказок и легенд (балеты «Сказ о каменном цветке» Прокофьева, «Конек-Горбунок» Р. К. Щедрина). Жизнерадостным юмором пронизаны комические оперы «Обручение в монастыре» («Дуэнья») Прокофьева и «Укрощение строптивой» Шебалина.

В 50–70‑х гг. в музыкальном искусстве происходят существенные изменения. Расширяется круг жизненных образов и сюжетов, обновляются его выразительные средства, совершенствуется форма. По‑прежнему активно трудятся музыканты старшего поколения во главе с великим симфонистом современности Шостаковичем. В 1958 г. за 11‑ю симфонию («1905 год»), посвященную событиям первой русской революции, композитору была присуждена Ленинская премия. Список его сочинений обогащается концертами для скрипки, для виолончели с оркестром, струнными квартетами, вокальными циклами на стихи Микеланджело, А. А. Блока, М. И. Цветаевой. Композитор стремится полнее и глубже отразить волнующие его проблемы бытия. Его по‑прежнему увлекают наиболее острые вопросы современности: борьба за мир и свободу, тяга к духовной красоте, высокой нравственной чистоте. Эти устремления с исключительной художественной силой воплотились в его последних симфониях — в 13‑й (на стихи Е. А. Евтушенко) и 14‑й (на стихи русских и зарубежных поэтов), автобиографической 15‑й, а также в вокально-симфонической поэме «Казнь Степана Разина» (на стихи Евтушенко) и 8‑м квартете «Памяти жертв фашизма и войны».

Почетное место среди мастеров советской музыки принадлежит Кабалевскому. Он успешно продолжает свою композиторскую деятельность, выступив как автор оратории «Реквием» (на стихи Р. И. Рождественского), нескольких инструментальных концертов, оперетты «Весна поет». Важное место в его творчестве занимает музыка для детей (см. Детская музыка). В 1968 г. композитор осуществил 2‑ю редакцию оперы «Кола Брюньон» (Ленинская премия, 1972 г.). Много труда и энергии вкладывает он в дело музыкально-эстетического воспитания детей и юношества.

По-новому раскрылось оптимистическое дарование Т. Н. Хренникова. Он выступил в эти годы с несколькими сочинениями для музыкального театра, в частности с балетами «Любовью за любовь» (по комедии Шекспира «Много шума из ничего») и «Гусарская баллада» (по комедии А. К. Гладкова «Давным-давно»). Лучшие черты дарования Хренникова — яркая театральность, мелодическая ясность, жизнелюбие — проявились в его симфонических партитурах: 3‑й симфонии, фортепьянных и скрипичных концертах, в его песнях и хорах, в музыке к кинофильмам и телеспектаклям. За 2‑й концерт для фортепьяно с оркестром композитору была присуждена Ленинская премия (1974 г.).

Среди учеников Шостаковича одним из самых своеобразных художников нашего времени стал Г. В. Свиридов. Многим слушателям хорошо знакомы его поэтически яркие, ораториальные сочинения на стихи Маяковского, С. А. Есенина, Блока. Свиридов, как никто другой, умеет раскрыть «музыкальную душу» классических стихов, выстроить на их основе прекрасные звуковые полотна. Широко известны его песни на стихи А. С. Пушкина, Блока, Есенина, А. С. Исаакяна, Р. Бёрнса. Картины родной природы, крестьянского быта воплощены композитором в кантате «Курские песни», основанной на подлинных мелодиях курского края. «Патетическая оратория» (Ленинская премия, 1960 г.), поэма «Памяти Сергея Есенина», «Пушкинский венок» входят в золотой фонд советской хоровой музыки.

В эти годы выдвинулась плеяда одаренных композиторов, проявивших себя в разных жанрах: опере, симфонии, песне, хоровой музыке. Это Р. К. Щедрин, С. М. Слонимский, А. П. Петров, А. Я. Эшпай, Б. А. Чайковский, А. Н. Холминов, А. Г. Шнитке, А. Н. Пахмутова, Б. И. Тищенко, Э. В. Денисов, В. А. Гаврилин и другие.

Творчество Щедрина отмечено созданием произведений в разных жанрах: рядом с симфониями и ораториями звучат его песни из кинофильмов, программные пьесы для фортепьяно. На сцене Большого театра поставлено несколько его произведений, в том числе лирическая опера из колхозной жизни «Не только любовь», опера «Мертвые души» (по Н. В. Гоголю), балеты «Анна Каренина» (по Л. Н. Толстому), «Чайка» (по А. П. Чехову) и др. Щедрин широко использует различные формы русского народного творчества — от деревенской частушки до поминальных плачей и эпических сказов: так родились его концерты для оркестра «Озорные частушки», «Звоны»„ патриотическая оратория «Ленин в сердце народном». Известны также его монументальная «Поэтория» на стихи А. А. Вознесенского, хоры на слова Пушкина (строфы из «Евгения Онегина»), хоровая поэма «Казнь Пугачева». Он — лауреат Ленинской премии.

Плодотворен в своих исканиях ленинградец Слонимский, автор опер «Виринея» (о революционных переменах в русской деревне 1918 г.; по повести Л. Н. Сейфуллиной) и «Мария Стюарт». На сцене Большого театра поставлен его балет «Икар» — о мифическом герое Древней Греции, взлетевшем на крыльях к солнцу. С успехом исполнялись многие камерные сочинения, в частности «Песни вольницы» на тексты из русского фольклора.

Яркими самобытными чертами отличается музыка ленинградского композитора Петрова. Широко известны его песни из кинофильмов, балеты, оратории. Оригинальна его музыка к балету «Сотворение мира» (по мотивам антирелигиозных карикатур французского художника Ж. Эффеля). Самые крупные работы Петрова — опера «Петр Первый», воскрешающая картины русской истории, и опера-феерия «Маяковский начинается» — о творческом формировании великого советского поэта.

Любители песни хорошо знают сочинения Пахмутовой, Эшпая. Оба композитора успешно работают и в других жанрах. Так, Эшпай написал несколько симфоний и концертов, музыку к балету «Ангара» (по мотивам пьесы А. Н. Арбузова «Иркутская история»). Пахмутовой наряду с популярными молодежными и пионерскими песнями и кантатами принадлежат оркестровые увертюры, балет «Озаренность».

К песенному творчеству обратились и другие мастера, привнесшие в него живое чувство времени и художественную изобретательность. Это композиторы Островский, П. И. Майборода, А. А. Бабаджанян, Д. Ф. Тухманов, Э. С. Колмановский, О. Б. Фельцман, Я. А. Френкель, М. Л. Таривердиев, В. Я. Шаинский, Е. Н. Птичкин, В. Е. Баснер, Р. И. Лагидзе, поэты Рождественский, Матусовский, Р. Г. Гамзатов, Н. Н. Добронравов. Память о прошедшей войне запечатлена в таких песнях, как «На безымянной высоте» Баснера, «Журавли» Френкеля, «День Победы» Тухманова.

Всеобщим признанием пользуется музыка азербайджанского композитора К. А. Караева. Его перу принадлежат ряд симфонических и камерных пьес, балеты «Семь красавиц», «Тропою грома» (Ленинская премия, 1967 г.), музыкальная комедия «Неистовый гасконец» (по пьесе Э. Ростана «Сирано де Бержерак»). К ведущим композиторам Азербайджана принадлежал также Ф. М. Амиров, автор оперы «Севиль» (на современный сюжет), балета «Тысяча и одна ночь» (по мотивам арабских сказок), симфонических мугамов «Шур», «Кюрд-овшары», концертов для фортепьяно с оркестром.

В Грузии успешно трудится О. В. Тактакишвили. Им написаны оперы «Миндия», «Похищение луны», «Три жизни», оратории «По следам Руставели», «Николоз Бараташвили», симфонии, инструментальные концерты. Плодотворно работают талантливые композиторы Г. А. Канчели (5 симфоний, опера, музыка к кинофильмам), С. Ф. Цинцадзе, С. И. Насидзе, Б. А. Квернадзе.

Разносторонними мастерами зарекомендовали себя М. М. Скорик, В. С. Губаренко, Г. И. Майборода, В. В. Сильвестров, Е. Ф. Станкович, Л. В. Дычко (Украина); Е. А. Глебов, Д. Б. Смольский, С. А. Кортес (Белоруссия); Э. М. Мирзоян, А. Р. Тертерян, Т. Е. Мансурян, Э. С. Оганесян (Армения); З. М. Тамберг, В. Р. Тормис, Я. П. Ряэтс (Эстония); Н. Г. Жиганов (Татарская АССР); Ч. Нурымов (Туркмения); М. М. Таджиев (Узбекистан); В. Г. Загорский, Е. Д. Дога (Молдавия); М. М. Кажлаев, Ш. Р. Чалаев (Дагестанская АССР) и другие.

Успехам советской музыки содействуют всесоюзные и республиканские фестивали, конкурсы, творческие смотры (см. Конкурсы и фестивали).

Широкий отклик общественности получил ежегодный фестиваль «Московская осень», где впервые прозвучали многие сочинения композиторов-москвичей. С 1981 г. в столице проводятся также Международные фестивали новой музыки, пропагандирующие лучшие произведения композиторов разных континентов на современные актуальные темы. Раз в четыре года в Москве устраивается Международный конкурс музыкантов-исполнителей имени П. И. Чайковского, где получают «боевое крещение» молодые пианисты, скрипачи, виолончелисты, певцы из разных стран мира.

Важную роль в культурной жизни страны играют музыкальные театры (см. Музыкальные театры, Московский детский музыкальный театр), где, наряду с шедеврами русской и мировой классики, ставятся новые оперы и балеты современных авторов. Таковы, например, оперы «Матушка Кураж» (по пьесе Б. Брехта) Кортеса, «Музыка для живых» Канчели, «Пророк» (по Пушкину) В. А. Кобекина, «Живи и помни» (по повести В. Г. Распутина) К. Е. Волкова, «Ванька» и «Свадьба» (но Чехову) Холминова, «Огненное кольцо» Тертеряна, «Вий» (по Гоголю) Губаренко и др.

В 60–70‑е гг. широко распространяются новые формы популярной музыки: сольные песни популярных поэтов — «бардов», вокально-инструментальные ансамбли (ВИА). Появляются новые типы драматических спектаклей, основанные на широком использовании современных форм эстрадной музыки. Таковы некоторые спектакли в Московском театре имени Ленинского комсомола, в Большом драматическом театре имени М. Горького в Ленинграде с музыкой А. Л. Рыбникова, Г. И. Гладкова, А. Н. Колкера.

В 70–80‑х гг. появляются новые хоровые коллективы, обладающие высоким мастерством и чувством нового. Таковы камерные хоры под руководством В. Н. Минина, В. К. Полянского, русский фольклорный ансамбль Д. В. Покровского. Успехи камерных хоров содействовали бурному расцвету хоровой музыки в 70–80‑е гг. С большим интересом были встречены слушателями новые хоровые циклы Свиридова («Пушкинский венок», «Ночные облака»), Н. Н. Сидельникова («Романсеро о любви и смерти», «Сычуанские элегии»), Гаврилина («Перезвоны»).

На разных этапах развития советского музыкального искусства в разных жанрах советскими композиторами успешно решалась задача воплощения ленинской темы (см. Лениниана в музыке).

Советская музыка активно участвует в жизни общества: формирует идейные убеждения, воспитывает высокие нравственные качества и эстетические вкусы советских людей. В ней находят отражение благородные идеи революционного преобразования мира, построения коммунистического общества. В плодотворном сотрудничестве старых мастеров и молодежи ширится и обогащается многонациональная музыкальная культура СССР.