Испанский театр

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Испанский театр своеобразен, как и история страны. Испания испытывала влияние древнейших финикийской и греческой культур. Первые театры появились здесь в эпоху Римской империи, в состав которой Испания входила с I в. до н. э. до V в. н. э. В ту пору в театрах выступали бродячие актеры — мимы и гистрионы.

В VIII в. Пиренейский полуостров был завоеван арабами, и началась длившаяся восемь столетий — с 718 по 1492 г. — борьба за освобождение, так называемая Реконкиста, в ходе которой отвоеванные у арабов земли снова заселялись и осваивались испанцами. Преемниками мимов в средние века становятся хуглары, выступавшие как музыканты, певцы, актеры, клоуны, жонглеры, акробаты, дрессировщики и сказители. С конца XI в. в испанских храмах во время праздничных богослужений исполняются на латыни коротенькие литургические драмы.

В XII в. появляется литургическая драма на испанском языке «Ауто о королях-волхвах». Со второй половины XIV в. на востоке страны, в Каталонии и Валенсии, развивается мистерия, а в центральной части, Кастилии, — родственный ей жанр аутосакраменталь (см. Средневековый театр). В этих аллегорических, богатых эффектными сценическими образами представлениях на религиозные сюжеты все большую роль играли сцены, отражающие реальные нравы. С XV в. любимым народным зрелищем становятся фарсы, чаще всего называемые интермедиями.

Эпоху Возрождения в испанской драматургии открывают светские пьесы Хуана дель Энсина (1468–1534), фарсы и благочестивые «действа» Жиля Висенте (ок. 1470 — ок. 1536) и комедии Барталоме де Торреса Наарро (конец XV в. — ок. 1531). Сочинения этих драматургов исполнялись во время церковных и придворных праздников актерами-любителями. Яркие и остроумные интермедии, пьесы трагедийного характера, пронизанные духом народного героизма и вольнолюбия, писал Мигель де Сервантес Сааведра (1547–1616). У широкого зрителя большой популярностью пользовался Лопе де Руэда (ок. 1510 — ок. 1565) — актер, создатель знаменитой профессиональной труппы и автор озорных коротеньких комедий — пасос. Бродячих профессиональных трупп становится все больше: ньяке состоит из двух человек, гангарилья — из 3–4, бохиганга — из 9–10, кампаниа — из 13 и большего числа исполнителей. Сперва они выступают где придется, а с 60-х гг. XVI в. — во внутренних дворах домов — корралях. Первый специально оборудованный для представлений двор — Корраль де ла Крус появился в Мадриде в 1579 г. Большинство зрителей стоя смотрели пьесу. Крыши над двором не было, спектакли шли при свете дня. Сцена представляла собой прямоугольный помост без переднего занавеса. Занавес закрывал лишь углубление в задней части сцены и галерею над ней. Декораций, как правило, не было. Яркое, красочное зрелище создавали костюмы, танцы, песни, игра актеров.

С корралями связан расцвет испанского театра, его «золотой век» (с конца XVI до конца XVII в.). В это время подъем театрального искусства определялся плодотворным взаимодействием народно-зрелищных традиций и гуманистической культуры эпохи Возрождения (см. Театр эпохи Возрождения). В коррале зритель вместе с актером активно участвовал в спектакле: благодаря игре актера и воображению зрителя, карнавально-праздничному контакту публики и исполнителей на сцене возникали картины знойной дороги или тенистого сада, роскошного дворца или мрачной темницы, веселого бала или кровавого боя.

По-другому обстояло дело в придворном театре. Богатейшие декорации и сложнейшие машины были призваны услаждать избранную публику. Так, в постановке комедии Кальдерона «Самое большое волшебство — любовь», осуществленной в 1635 г. итальянским художником и изобретателем сценических механизмов К. Лотти в королевской резиденции Буэн Ретиро, сцена была построена на острове посредине озера, окаймленного парапетом, украшенным кораллами и жемчугами. Она представляла собой царство волшебницы Цирцеи. Огромные рыбы влекли колесницу богини Воды, озеро переплывал позолоченный корабль Одиссея, гора на острове разверзалась, и появлялся дворец Цирцеи, окруженный садом. В придворном театре господствовал стиль барокко, утверждавший необходимость подчинения человеческих страстей общественным и нравственным нормам.

Переход от Возрождения, с которым связано творчество выдающегося драматурга Лопе де Вега, к барокко отразился в произведениях Тирсо де Молина (настоящее имя — Габриель Тельес, ок. 1583–1648), трезво и насмешливо изображавшего нравы своего времени. Головокружительная интрига в его комедиях — свидетельство огромного напряжения ума и воли, при помощи которых его героини надеются восстановить попранную справедливость. В драме «Севильский озорник, или Каменный гость» (1630) де Молина создал образ бесчестного обольстителя, способного надругаться над святынями, попирающего любовь во имя себялюбия; его Дон Хуан Тенорио — предшественник Дон Жуана в литературе и драматургии.

Педро Кальдерон дела Барка (1600–1681) в своих философских трагедиях противопоставил беззастенчивому эгоизму нравственную стойкость и суровое самообуздание («Жизнь есть сон», 1636, и др.). В его комедиях рыцарское благородство и верность любви торжествовали над превратностями судьбы и коварными случайностями («Дама-невидимка», 1629, и др.).

В XVIII в. в условиях общего упадка Испании в основном развиваются жанры музыкального театра — сайнет, сарсуэла и др. Наиболее популярный испанский драматург XVIII в. — Рамон де ла Крус (1731–1794), создавший в своих сайнетах (одноактных комедиях из народного быта) целую галерею характеров.

В начале XIX в. на испанской сцене раскрывается талант актера Исидоро Майкеса (1768–1820), который воплощал на подмостках образы страстных, свободолюбивых героев, бросавших вызов насилию и деспотизму. Подобных героев мы встречаем и в драмах испанских романтиков М. Х. де Ларры, А. де Сааведры, герцога де Риваса, А. Гутьерреса, Х. Соррильи.

Замечательным достижением критического реализма в испанской драматургии явилось творчество выдающегося романиста и драматурга Бенито Переса Гальдоса (1843–1920). Его пьесы «Действительность» (1892), «Донья Перфекта» (1896), «Электра» (1901) и другие ставит на сцене Эмилио Марио (1838–1899). Под его руководством формируется дарование известной актрисы Марии Герреро (1868–1928), искусство которой отличается углубленным психологизмом.

В XX в. реализм в испанской драматургии утверждают своим творчеством Рамон дель Валье-Инклан и Федерико Гарсиа Лорка.

Рамон дель Валье-Инклан (1869–1936) написал ряд необычайно выразительных эсперпенто («Светочи богемы», «Рога дона Ахинеи» и др.). Эсперпенто в переводе с испанского означает и «пугало», и «посмешище». Драматург обозначил этим словом созданный им испанский вариант трагифарса, обращающегося к явлениям одновременно смешным и ужасным. В эсперпенто выведены жуткие и нелепые социальные маски, разоблачается коррупция, сословное чванство и т. п. Смех оказывается главным положительным героем сатирического агитационного театра Валье-Инклана, следующего народно-гротескной традиции.

<addc>G</addc>

Федерико Гарсиа Лорка (1898–1936) — выдающийся поэт и драматург соединял в своих произведениях обыденное с балладно-поэтическими мотивами. В его «крестьянских трагедиях»: «Кровавая свадьба», (1933), «Йерма» (1934), «Дом Бернарды Альбы» (1935) — большую роль играют символы и фольклорные образы, открывающие глубинные народные чаяния, масштаб борьбы свободолюбивых, жизнетворных и деспотических смертоносных сил. Лорка называл себя приверженцем «театра социального действия». Таким театром стал созданный и руководимый им в 1933–1935 гг. передвижной театр «Ла Баррака», выступавший перед демократическим зрителем. Поэт был расстрелян в первые дни фашистского мятежа, в июле 1936 г.

Установление фашистской диктатуры (1939–1975) нанесло огромный урон испанскому театру. Лишь после её падения получили доступ на сцену подвергавшиеся ранее запрету насыщенные страстной патетикой драмы А. Састре. Плодотворно работает А. Б. Вальехо, драматургия которого отличается тонким психологизмом, глубокими драматическими коллизиями.

После крушения франкизма в 1975 г. в Испании крепнет стремление сделать театр доступным более широкому кругу демократического зрителя. В 1978 г. в Мадриде создан государственный Национальный драматический центр. Здесь ставятся как произведения современных писателей (Х. М. Мендеса, Ф. Ньевы, Л. Риасы), так и шедевры Сервантеса, Валье-Инклана и Гарсиа Лорки. Известностью пользуются также «Испанский театр» в Мадриде и репертуарный театр-кооператив «Льюре» («Свободный») в Барселоне. Острые политические спектакли ставит созданная в 1962 г. в Барселоне независимая труппа «Эльс Жогларс», руководимая А. Боадельей.

Испанский театр, в котором соединяются праздничная фантазия, одухотворенная поэзия, глубокий трагизм и яркая социальная сатира, занимает важное место в мировой художественной культуре.