Электронная музыка

Материал из Юнциклопедии
(перенаправлено с «ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это направление, сформировавшееся в середине XX в. на базе электроакустической и звуковоспроизводящей аппаратуры.

Музыканты издавна стремились к обогащению инструментария, к расширению звуковой палитры, а часто и к особым звуковым эффектам. Так, Г. Ф. Гендель вводит в свой «Рождественский хорал» звучание церковных колоколов, Й. Гайдн в «Детскую симфонию» — различных детских инструментов. Звуковые машины, изображавшие вой ветра и другие шумы, часто применялись в оперной музыке. Звукопространственные эффекты, столь характерные для современной электронной музыки, также давно использовались композиторами. Таково, например, «Эхо» — хоровое произведение франко-фламандского композитора Орландо Лассо, жившего в XVI в.

<addc>l</addc>

Первые опыты создания электронной музыки были связаны с введением в музыку электромузыкальных инструментов. В 1920 г. советский инженер Л. С. Термен создает первый в мире концертный электроинструмент — терменвокс. Уже в 1923 г. терменвокс находит применение в «Симфонической мистерии» А. Ф. Пащенко. Позднее терменвокс и другие электромузыкальные инструменты включали в свои сочинения Д. Мийо, Э. Варез, О. Мессиан, А. Жоливе, П. Дессау, из советских композиторов — С. Н. Василенко, Г. В. Свидиров, М. С. Вайнберг, Н. И. Пейко, А. С. Зацепин, Д. Ф. Тухманов. В Москве создан ансамбль электромузыкальных инструментов.

Как особое направление электронная музыка формируется в начале 50‑х гг. Создаются студии электронной музыки. Первая такая студия возникла в 1951 г. в Кёльне (ФРГ). В это же время утвердился и сам термин «электронная музыка». На её развитие оказала воздействие так называемая конкретная музыка, возникшая в 1948 г. и основанная на комбинировании звуков окружающей жизни, записанных на магнитную пленку. К середине 60‑х гг. оба направления практически сливаются: природные звуки подвергаются сложным электронным преобразованиям, электроника же обогащается звуками жизни. Эти приемы органически сочетаются в таких сочинениях, как «Электра» А. Пуссера, «Пение птиц» Э. В. Денисова.

В 60‑е гг. наметились три основных течения электронной музыки: «магнитофонная» музыка, записываемая и воспроизводимая при помощи магнитофона (см. Магнитная запись), «компьютерная музыка» — здесь весь процесс, вплоть до реализации готового сочинения, программируется на компьютере, и «живая электроника», где композитор по заранее разработанному плану или импровизационно творит непосредственно музыку. С появлением студийных и концертных синтезаторов электронная музыка активно проникает в различные музыкальные жанры. Особенно большие возможности предоставляют созданные в самые последние годы компьютерные цифровые синтезаторы, объединившие в себе преимущества студийных и концертных. У них практически неограниченная память, в которую можно записать всю партитуру сочинения в звучащем виде и в любое время извлекать для усовершенствования те или иные фрагменты, голоса.

В нашей стране еще в 20‑е гг. советский инженер Е. А. Шолпо начал изучать возможности синтеза звучаний методом графической записи на кинопленку. Для сконструированного им вариафона сочинялась специальная музыка. В 1959 г. Е. А. Мурзин создал синтезатор АНС, названный так в честь А. Н. Скрябина. В 1967 г. в Москве открыта электронная студия. К созданию произведений электронной музыки обращаются композиторы Денисов, А. Г. Шнитке, С. А. Губайдуллина, Э. Н. Артемьев.

Электронная музыка стала неотъемлемой частью современной музыкальной культуры, она звучит в передачах по радио, телевидению, во многих кинофильмах.