Реализм в театре и кино
Реализм в широком смысле слова — правдивое, объективное отражение действительности средствами, присущими тому или иному виду искусства; в более узком смысле — художественный метод, основанный на принципах жизненной правды в изображении социальной среды, быта, общественных отношений и обусловленных ими типичных человеческих характеров. Становление реализма в искусстве неразрывно связано с развитием общественного сознания, историческим опытом человечества. Он проходит ряд этапов, каждый из которых имеет свои отличительные особенности, глубокое идейное и художественное своеобразие. Это ренессансный реализм XV—XVII вв., просветительский реализм конца XVIII в., критический реализм XIX в., социалистический реализм, сформированный русским революционным сознанием XX в. В системе художественной культуры той или иной эпохи реализм взаимодействует с другими направлениями, приобретает неповторимое своеобразие в творчестве выдающихся художников. Театр, как и всякое искусство, стремится к познанию мира и человека, отражает жизненный опыт художника и общества в целом. Поэтому элементы достоверности, реализма возникают в театральном искусстве и тогда, когда оно еще далеко от создания последовательно реалистической картины мира.
<addc>G</addc>
Реалистические элементы присутствуют уже в античном театре, где они пробивают себе путь в различного рода представлениях на мифологические сюжеты. Интерес к человеку, его душевным переживаниям есть в трагедиях Софокла, но с особенной силой проявляется в творчестве Еврипида. Комедия (Менандр, Теренций, Плавт) обращается к семейно-бытовым темам, в ней звучат социальные мотивы, появляются образы-маски городских обывателей, крестьян. В средние века и эпоху Возрождения элементы реализма стихийно возникают в народном театре — искусстве бродячих актеров (гистрионов, жонглеров, шпильманов, скоморохов), площадных представлениях фарсов, комедии масок; они присутствуют в мистериях и моралите (см. Возрождения театр, Средневековый театр, Комедия дель арте).
Мощный подъем реалистических тенденций в искусстве XVI—XVII вв. связан с расцветом драмы и развитием профессионального театра. В трагедиях У. Шекспира и его литературных соратников на сцену выходит история; раскрываются проблемы взаимоотношений личности и общества, обнажаются глубокие нравственно-философские конфликты. Драматурги создают поэтически масштабные образы героев, до сих пор продолжающих свою жизнь на мировой сцене.
Театр отражает драматический, переломный момент истории, кризис ренессансного гуманизма, но процесс этот раскрывается преимущественно через противоречия страстей и сознания личности. И хотя тема социальной несправедливости уже доступна сознанию героев (например, в «Короле Лире» Шекспира), театр еще мало интересует воспроизведение исторической и бытовой правды в обстановке, мизансценах, костюмах; между человеком и средой пока нет тесных связей. Особые, национально своеобразные формы реализма наблюдаются в Испании, в театре Сервантеса, Лопе де Вега, Кальдерона (см. Испанский театр). Шекспир, Лоне де Вега, Ж. Б. Мольер преобразуют комедию, перерабатывая традиции народного театра на уровне передовой гуманистической культуры, маски превращаются в характеры, приобретающие (особенно у Мольера) яркую социальную окраску. В комедиях Мольера — наиболее демократическом жанре театра классицизма — критикуются пороки буржуазно-дворянского общества. В классицистской трагедии П. Корнеля и Ж. Расина (XVII в.), стесненной правилами «трех единств» (времени, места и действия), на первый план выходит тема подчинения интересов личности долгу. Однако борьба долга и чувства сохраняла для актеров свой внутренний драматизм, напряженность душевно-нравственных коллизий, которая нередко разрешалась порывами искреннего чувства, ломавшего строго предписанную манеру декламации. В конце XVIII в. классицизм испытывает влияние просветительских идей, идейные акценты в трагедии меняются. Защита прав личности против монархического произвола ведет к освобождению эмоциональности в актерском искусстве и гражданскому героизму, предвещающему смену стилей, что нашло свое отражение в творчестве М. Дюмениль, А. Лекена, Ж. Тальма (см. Французский театр).
В эпоху Просвещения (конец XVIII в.) реалистические тенденции связаны с критикой феодальных режимов, проповедью равенства, утверждением идеалов восходящего третьего сословия. Развивается так называемая мещанская драма, обличающая пороки дворянского сословия, восхваляющая нравственные достоинства простых людей — купцов, ремесленников, крестьян. Театр показывает своих героев в семейной обстановке, стремится воспроизвести характерные особенности быта, нравов (пьесы английских драматургов Р. Шеридана, Д. Лилло, Э. Мура; французских — Д. Дидро, П. Бомарше, Л. Мерсье; немецких — Г. Лессинга, И. В. Гёте, Ф. Шиллера; итальянских — К. Гольдони). Актерское искусство тяготеет к социальной и бытовой определенности, к изображению духовного мира персонажа. Усиливается эмоциональность игры, способность к внутреннему перевоплощению. Эти черты свойственны творчеству крупнейших актеров разных стран: Д. Гаррика, К. Экгофа, Ф. Л. Шрёдера, А. В. Иффланда, И. Майкеса, В. Богуславского и других.
Русский театр второй половины XVIII в. испытывает сильное влияние просветительских идей. В трагедиях А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина, Н. П. Николаева отчетливо звучат тираноборческие мотивы. В комедии и драме на первый план выходит важнейшая для России антикрепостническая тема (Д. И. Фонвизин «Недоросль», «Бригадир», см. Русская драматургия). Сатира на дворян-крепостников и сочувственное изображение крестьян, острота обобщения и эмоциональность, «чувствительность» в ролях положительных персонажей, стремление выявить внутреннее благородство простого человека определяют различные грани просветительского реализма в русском актерском искусстве.
На протяжении последующих десятилетий реалистические начала продолжают развиваться внутри романтизма, где наряду с мотивами разочарования в буржуазной действительности выразилась и назревшая в искусстве начала XIX в. потребность в исторической правде, воспроизведении жизни и характеров в их национальном своеобразии, более глубоком освещении роли народа в исторических судьбах общества. Реализм становится художественной системой, основным направлением в развитии искусства.
К 30—40-м гг. XIX в. критический реализм служит для изображения окружающей жизни в целом, со всеми ее противоречиями, рисует положение людей в обществе не с точки зрения их достоинств и недостатков, а как следствие определенных исторических и социальных закономерностей, выраженных в социальной структуре общества. Человек рассматривается в единстве личного и общественного; общественное положение, среда, деятельность обусловливают характер героя, определяют его психологию, мировоззрение. Реализм отличает, по определению Ф. Энгельса, «помимо правдивости деталей, правдивость в воспроизведении типических характеров в типических обстоятельствах» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 28, с. 26).
Новые типы буржуазного общества (банкиры, биржевики, фабриканты, политики) приходят на сцену в пьесах О. Бальзака, показавшего, как власть денег губит человека. Острая критика буржуазного строя, уродующего людей психологически и нравственно, трагедия личности звучат в пьесах Г. Ибсена, Г. Гауптмана, Дж. Б. Шоу и других драматургов конца XIX в. В драматических произведениях Э. Золя и объединившихся вокруг него писателей-натуралистов отражена власть среды, влияние теории наследственности.
В России реализм вызывает к жизни сатирические комедии Н. В. Г оголя, А. В. Сухово-Кобылина, М. Е. Салтыкова-Щедрина, тончайшие психологические пьесы И. С. Тургенева; с исключительной полнотой раскрывает русскую действительность, ее социальные грани драматургия А. Н. Островского. Драматургии русского критического реализма свойствен гуманизм, демократизм, пафос ее направлен на защиту «маленького человека», бесправного перед лицом насилия и беззакония богатых и власть имущих. Новым явлением в мировом театре стала драма Л. Н. Толстого и А. П. Чехова. Чехов преобразовал художественную форму, выразительные средства, язык драмы, наполнил ее сложнейшими проблемами общечеловеческого значения; его драматургия оказала огромное влияние на весь театр XX в. М. Горький внес в свои пьесы дух классовой борьбы.
Утверждению реалистического направления в исполнительском искусстве способствовало творчество таких разных актеров, как Фредерик-Леметр, Э. Го, Б. Коклен, Г. Режан во Франции; К. Зейдельман, Ф. Гаазе в Германии; Г. Ирвинг, Э. Терри в Англии; Э. Росси, Т. Сальвини, Э. Дузе в Италии. В России огромное значение имела актерская и педагогическая деятельность М. С. Щепкина, заложившего основы реалистической школы актерского искусства. Утверждение реализма в театре на разных этапах связано с творчеством П. М.. Садовского, С. В. Шумского, А. Е. Мартынова, С. В. и П. В. Васильевых, Г. Н. Федотовой, М. Н. Ермоловой, М. Г. Савиной, В. Н. Давыдова и других замечательных мастеров Малого и Александринского театров (см. Малый театр, Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина). Тонкий психологизм, чуткость к общественным настроениям времени сказались в искусстве В. Ф. Комиссаржевской.
С развитием реализма возрастает роль режиссера, создающего спектакль как единое художественное целое, согласующего все его элементы — актерское исполнение, декорации, мизансцены, костюмы — с трактовкой пьесы, замыслом постановки. На развитие западноевропейской режиссуры большое влияние оказала деятельность Мейнингенского театра в Германии, добивавшегося скрупулезной точности в передаче исторической обстановки, реалистической слаженности массовых сцен (см. Немецкий театр). Новое понимание режиссерских задач связано с деятельностью А. Антуана во Франции, О. Брама в Германии, Т. Дж. Грейна в Англии — создателями так называемых «свободных театров». Они опирались на новую драматургию Ибсена, Гауптмана, Стриндберга, Шоу, Л. Толстого. Эти режиссеры искали пути максимального сближения театра с действительностью, стремились к созданию на сцене нужного настроения, добивались от актеров предельной простоты, естественности, тонкости, психологичности рисунка, воспитали целую плеяду замечательных мастеров европейской сцены.
Важнейшую роль в развитии реализма в русском и мировом театре XX в. сыграла деятельность Московского Художественного театра, созданного в 1898 г. Наследуя опыт реалистического театра XIX в., ставя пьесы Чехова и Горького, лучшие произведения русских и западноевропейских драматургов, режиссеры и руководители МХТ К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко подняли представление о сценическом реализме на новую художественную высоту, соединили его с настроениями периода предреволюционного подъема русской общественной жизни. МХТ искал не только жизненной достоверности, но и поэзии, не только социальной типизации, но и воплощения гуманистических идеалов своей эпохи. Отсюда — особая духовная содержательность искусства крупнейших актеров МХТ: И. М. Москвина, Л. М. Леонидова, В. И. Качалова, Станиславского, М. П. Лилиной, О. Л. Книппер-Чеховой и других.
С развитием режиссуры и утверждением нового типа спектакля язык реалистического искусства чрезвычайно обогатился. Современный театр широко пользуется системой образных обобщений, прибегает к приемам художественной условности, стремясь освободить правду жизни от бытовых подробностей, проникнуть в суть явлений. Условность и правда свободно сочетаются и в современном актерском искусстве.
Верный принципу жизненной правды, социальной обусловленности жизненных явлений, реализм на разных этапах развития открывает в содержании этой правды новые аспекты, поскольку действительность, отношение личности и общества непрерывно меняются. Изменяются понимание художником закономерностей изображаемой жизни, масштабы его представлений о мире. Все это ведет к обогащению средств театрального реализма, расширению его задач (см. Театр советского периода).