Детское музыкальное творчество

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте, импровизировать и сочинять новые мелодии любят многие дети, независимо от их возраста. Ведь творчество заложено в самой природе человека. Поэтому для выявления способностей ребят, а нередко и их таланта важно, чтобы они попробовали свои силы в избранном ими виде творческой деятельности под руководством специалистов, энтузиастов своего дела. А когда рядом увлеченные, неравнодушные люди, то в человеке загорается огонек творчества, он испытывает радость познания, радость осознания себя как личности, открывает прекрасное в жизни и в искусстве. И как нужно, чтобы этот огонек творчества разгорался, чтобы он не погас.

<addc>l</addc>

Одна из форм детского музыкального творчества — импровизация под руководством учителя. Ученик продолжает начатую учителем мелодию и завершает её в заданной тональности. Но импровизация может иметь и творческий, самостоятельный характер. Юный музыкант выбирает, например, народную песню и на её основную тему создает близкие по духу варианты напева. Тогда в мелодии меняется её тональность, ритм, размер.

У детей, которые занимаются музыкой, нередко возникает желание сочинять песни, пьесы для инструмента, на котором они играют. Очень часто такая импровизация — невольное подражание любимым мелодиям, однако бывают очень ранние проявления настоящего композиторского дарования. В. А. Моцарт начал сочинять музыку с 5 лет. Свою первую пьесу «Индейский галоп» С. С. Прокофьев сочинил в 6 лет, а в 9 он написал и исполнил со своими друзьями оперу «Великан».

Творческий музыкальный талант может проявляться у детей и в исполнении музыки. Это не простое «школьное» исполнение, когда ученик стремится только к точному проигрыванию текста и выполнению указаний педагога. О творчестве можно говорить тогда, когда юный музыкант проявляет более или менее индивидуальный исполнительский почерк, некоторую самостоятельность музыкального мышления. Такой исполнительский талант проявляли в детстве видные советские исполнители. Среди них — пианистка Р. В. Тамаркина, скрипач И. С. Безродный, виолончелистка М. С. Козолупова. Юный талантливый исполнитель пианист Евгений Кисин в 11 лет поражал своеобразием своих трактовок даже опытных музыкантов-профессионалов. А девятилетнего скрипача Вадима Репина Т. Н. Хренников пригласил для участия в авторском концерте.

Но самое массовое проявление детского музыкального творчества — это участие ребят в художественной самодеятельности, которая получила в нашей стране невиданный размах.

Почему же самодеятельность обладает такой притягательной силой? Для молодого человека участие в самодеятельности — это активный поиск своего места в жизни, одно из средств самоутверждения, раскрытия своих способностей. В зависимости от своих склонностей каждый школьник может поступить в различные коллективы: кружки и студии изобразительного искусства, студии народного и бального танца и т. д. Для любителей музыкального искусства организованы хоры, оркестры, вокальные и инструментальные ансамбли, кружки обучения игре на различных музыкальных инструментах и сольного пения, фольклорные коллективы, ансамбли песни и танца и др.

«Пионерия» — первая в стране хоровая студия была организована в подмосковном городе Железнодорожный в 1958 г. (руководитель Г. А. Струве). В нашей стране ребятам, сочиняющим музыку, оказывали помощь и педагоги, и профессиональные композиторы. Лучшие из детских коллективов, как, например, Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио, Детский хор Института художественного воспитания Академии педагогических наук, Ансамбль песни и пляски имени В. Локтева Московского городского Дворца пионеров и школьников и многие другие, были хорошо известны не только в нашей стране, но и за рубежом.

«География» коллективов юных музыкантов в нашей стране широка и разнообразна. Не только в городах, но и в деревнях, небольших поселках есть свои коллективы юных музыкантов.