Гармония
Гармония — слово греческого происхождения, которое означает «стройность», «соразмерность», «пропорциональность», «созвучность». В русском языке для соответствующих понятий существует слово «лад». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля слово «лад» определено как «согласие, взаимная любовь, отсутствие вражды, порядок», а также «согласие, взаимная стройность музыкальных звуков». Как видим, «общежитейское» и специальное (музыкальное) понимание русского слова «лад» совпадают, полностью соответствуя греческому «гармония». Характерно, что оба эти слова уже заключают в себе положительную оценку. Но в качестве музыкальных терминов они используются различно.
Гармония как термин имеет несколько значений. В широком смысле слова под гармонией разумеется определенная область выразительных средств музыки, связанная с высотной организацией музыкальной ткани. Гармонией называется также один из важнейших разделов музыкально-теоретической науки, в котором и рассматривается весь комплекс вопросов, связанных с высотной организацией, в частности строение аккордов, их связь между собой в ладотональности, взаимодействие ладотональностей, внетональ-ные высотные организации и др. (Тональность — высотное положение лада, шире — система отношений между звуками и аккордами, основанная на господстве тоники.)
Иногда этот термин применяют, говоря о гармоническом языке, стиле какого-либо направления или отдельного композитора: «гармония венских классиков», «гармония романтиков», «гармония Глинки», «гармония Прокофьева».
Как правило, о гармонии может идти речь в том случае, если рассматривается музыка многоголосная. Так, например, гармония образуется при одновременном звучании голосов в хоре, при сочетании различных инструментов в ансамбле или в оркестре, при игре на тех музыкальных инструментах, на которых возможно одновременное извлечение сразу нескольких звуков, таких, как рояль, орган, гитара, баян, в отличие от таких, как труба, гобой, саксофон, скрипка. Такое понимание гармонии близко к терминам «созвучие», «аккорд». Созвучие — это одновременное сочетание двух или большего числа звуков, а аккорд — созвучие, построенное уже по определенному принципу.
Наибольшее распространение в музыке последних столетий получили аккорды, построенные по терцовому принципу. Это означает, что все звуки, входящие в аккорд, располагаются по терциям или могут быть расположены по этим интервалам. Так, например, аккорд до-ми-соль расположен по терциям, а аккорд до-соль-ми, расположенный не по терциям, допускает такое расположение мысленной перестановкой звуков. Созвучие до-фа-соль не является аккордом терцовой структуры, так как расположено не по терциям и не может быть представлено, как расположенное таким образом. Наиболее распространенные аккорды терцовой структуры состоят из трех, четырех и пяти звуков. Первые — трезвучия, вторые — септаккорды (см. нотный пример), третьи — нонаккорды. Септаккорды и нон-аккорды получили названия по интервалам, образуемым крайними звуками.
В музыке XIX в. получили некоторое распространение и квартовые аккорды, а в XX в., в связи с большим числом различных направлений и композиторских школ, — всевозможные аккорды, построенные по иным принципам.
По своей структуре, а следовательно, и по окраске, колориту звучания аккорды, как и интервалы, делятся на консонансы и диссонансы. Консонирующие аккорды (мажорные и минорные трезвучия), более слитно и мягко звучащие, составляли основу доклассической музыки (XVI в. и ранее). Позднее, наряду с консонирующими, стали использоваться и диссонирующие аккорды, причем обязательным условием их использования было подчинение их консонансам: резкость звучания диссонансов получала разрешение в следующих за ними консонансах. Постепенно количество диссонирующих аккордов в музыкальных произведениях увеличивалось. Это было связано с потребностью выражения более драматически насыщенного содержания, чему способствовала и бо́льшая острота звучания диссонансов (см. Консонанс и диссонанс).
Но не только стремление диссонансов к переходу в консонансы является той силой, которая сообщает музыке движение, развитие. Само по себе строение аккорда (его структура) далеко не исчерпывает гармонического содержания музыки. Важнейшей его стороной является логика последования аккордов — функциональная логика. Если структура аккорда представляет собой как бы вертикальную сторону гармонии (звуки аккорда записываются по вертикали), то функциональная логика — логика гармонической горизонтали (логика развертывания музыки во времени).
Функциональная логика классической музыки основывается на том, что все аккорды, входящие в ладотональность, разделяются на устойчивые и неустойчивые. Сфера устойчивости представлена трезвучием, построенным на I ступени ладотональности, называемым тоническим (Т). Все остальные трезвучия (построенные на других ступенях) и практически все остальные аккорды (септаккорды, нонаккорды, различные их модификации, усложнения) относятся к сфере неустойчивости и принадлежат к доминантовой (D) или субдоминантовой (S) группам. К доминантовой функции относятся аккорды, включающие в свой состав вводный тон (VII ступень лада). Это трезвучия и септаккорды, построенные на III, V и VII ступенях. Центральное место среди них занимают трезвучие и септаккорд V ступени. Субдоминантовая функция объединяет аккорды, включающие VI ступень лада, т. е. трезвучия и септаккорды, построенные на II, IV и VI ступенях. В центре этой группы находятся аккорды, построенные на IV ступени лада. Функциональная логика и определяется характером взаимодействия Т с неустойчивыми аккордами S и D. В музыке примерно до конца XIX в. единственным представителем устойчивости являлось тоническое трезвучие. Позднее, например у А. Н. Скрябина, можно встретить в качестве устойчивого и диссонирующий аккорд.
Характер звучания аккордов во многом зависит и от способа их использования. Так, например, звуки уменьшенного септаккорда до диез-ми-соль-си бемоль в пьесе Р. Шумана «Дед Мороз» взяты не одновременно: они постепенно формируют аккорд. Благодаря этому сумрачный характер, сообщаемый обычно музыке этим аккордом, достигается не сразу (см. нотный пример на с. 65).
Если на уровне небольшого построения гармоническое развитие осуществляется при помощи смены аккордов различных функций, то на уровне крупных произведений аналогичную роль может играть смена тональностей. Эта смена тональностей, т. е. переход из одной тональности в другую, называется модуляцией (см. нотный пример из сонаты ре мажор Й. Гайдна).
Среди различных средств музыкальной выразительности гармония занимает одно из ведущих мест, уступая по своей роли в музыке только мелодии, но далеко не всегда. Соотношение выразительности мелодии и гармонии может быть неодинаковым в различных музыкальных жанрах, в различных стилях, у разных композиторов. Так, например, в романсах и песнях, а также в большинстве произведений для солирующих инструментов с сопровождением главную роль, конечно, играет мелодия, а гармония заключена в аккомпанементе, сопровождении. Сам аккомпанемент, однако, складывается под влиянием мелодии, в которой более или менее очевидно можно обнаружить элементы гармонии. Так, например, в одноголосном напеве песни «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина» эти элементы проявляют себя достаточно явно в движении мелодии по звукам аккордов: на словах «что сто-ишь» — трезвучие (тоническое); на слове «то-он-ка-я» — септаккорд (построенный на VII ступени). В ряде случаев, однако, не мелодия подчиняет себе гармонию, а, наоборот, мелодия как бы рождается из гармонии. Так бывает иногда в произведениях композиторов-импрессионистов (К. Дебюсси, М. Равель), для которых общая окраска, колорит звучания, сообщаемые музыке гармонией, были важнее мелодического начала.
Гармония как музыкально-теоретическая наука давнего происхождения. Одним из основоположников современного учения о гармонии был французский композитор и музыкальный ученый Ж. Ф. Рамо. Заметное место среди западно-европейских исследователей гармонии занимает немецкий музыковед Х. Риман. Первые крупные работы по гармонии в отечественном музыковедении принадлежат великим русским композиторам П. И. Чайковскому («Руководство к практическому изучению гармонии») и Н. А. Римскому-Корсакову («Практический учебник гармонии»).
В настоящее время учебный курс гармонии изучается в музыкальных училищах, консерваториях, музыкально-педагогических институтах студентами всех специальностей. Особо важное место занимает курс гармонии в обучении музыковедов и композиторов.