Музыка Востока

Материал из Юнциклопедии
(перенаправлено с «ВОСТОКА МУЗЫКА»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Музыка Востока в широком значении включает в себя музыкальные традиции стран и народов Азии, северной Африки, а иногда также и Океании. Условность понятия «музыка Востока» связана с тем, что в течение веков под названием «Восток» объединяли разные страны. Так, во времена Римской империи Восток — это страны, являвшиеся ее восточными провинциями; в дальнейшем, особенно в эпоху Великих географических открытий, Восток стал включать помимо стран Ближнего и Среднего Востока страны Южной и Юго-Восточной Азии, Центральной и Северной Азии, Дальнего Востока (Китай, Япония, Корея). Все эти регионы отличаются достаточной независимостью развития музыкальной культуры. Три из них — Ближний Восток, Южная Азия и Дальний Восток — связаны с очагами древнейших цивилизаций, важной частью культуры которых являлась музыка. Археологические свидетельства и письменные памятники говорят о том, что у древних египтян, шумеров, ассирийцев, вавилонян, китайцев и индийцев была развитая музыкальная культура, отличающаяся многообразием традиций, богатым инструментарием. В храмах и дворцах правителей древних государств важнейшая функция музыки — церемониальная. Музыке приписывалась сверхъестественная сила, считалось, что она могла вызывать дождь, исцелять больного и т. д. Поэтому она являлась важной составной частью обрядов, ритуалов и церемониалов. Характерно, что инструменты церемониального оркестра подбирались не столько по принципу тембровой окраски, сколько по их «магическим свойствам». Такие оркестры существовали в Древнем Египте, в Древней Индии, в Древнем Китае.

Цинь — пятиструнная китайская цитра. VI в. до н. э.
Моринхур — монгольский народный инструмент.
Национальный балет Кампучии.

С древних времен люди стремились постичь воздействие музыки на общественную мораль и нравственность (этическая сторона), понять законы соразмерности и красоты (эстетическая сторона) и выявить закономерности сочетания различных элементов музыки: высоты тонов, их длительности, ритма, метра и т. д. (теоретическая сторона). На рубеже нашей эры появляются трактаты «Бхарата Натьяшастра» (Индия), «Юэ цзи» (Китай). В них отразились представления о музыке того времени. Музыка рассматривалась как некая космическая сила: отдельные тоны отождествлялись с первоэлементами древней натурфилософии (вода, земля, огонь, воздух), с цветами, голосами животных и птиц. Тоны звукорядов наделялись образными значениями («гром» или «журчание ручья» в китайской музыке) или обозначали иерархический порядок (I тон — гун — символизировал правителя, II — шан — чиновников и т. д.).

Математические и акустические изыскания сделали возможным применение темперированных звукорядов, т. е. последовательностей тонов с точно фиксированной высотой звучания. Сочетание теоретических положений с этическими представлениями легло в основу сложной и развитой системы ладов: рага — в Индии, макам, маком — в арабских странах и Центральной Азии, дестгах — в Иране. На этом этапе уже не отдельные тоны, а целые звукоряды и лады получали определенное образное и символическое значение; этим обусловливалось их использование в определенное время года и суток.

Сам термин «музыка» у разных народов понимался различно: в Древнем Египте она называлась «хи» (удовольствие, наслаждение); в Древнем Китае — «юэ», что вообще обозначало нечто культивированное, организованное, носящее праздничный характер; в Древней Индии — «сангит» (триединство пения, музыки и танца). Музыка высокой традиции, теоретически осмысленная, организованная и утонченная, противопоставлялась песням, танцам и инструментальной игре крестьян, ремесленников и т. д. В индийской теории оба эти вида различались терминологически: музыка высокой традиции называлась «марга сангит» (музыка пути, знания), простейшие формы музыки — «деши сангит» (музыка земли, «почвенная» музыка, т. е. образцы музыки, характерные для какой-нибудь небольшой области) . Несмотря на многочисленные запреты (например, во многих странах простолюдинам запрещалось играть на музыкальных инструментах аристократов), «высокая» и «низкая» музыка постоянно взаимодействовали: утонченную музыку «верхов» слушал простой народ, аристократы же не чурались искренних и незамысловатых мелодий, звучавших за пределами дворцов. Профессиональное занятие музыкой считалось недостойным благородного человека, и даже придворные музыканты в арабском халифате, в Индии, Китае были представителями низших социальных слоев.

Формирование слоя профессиональных музыкантов — один из важнейших этапов в развитии музыкальной культуры каждой страны. Так, в Китае уже во II в. до н. э. была создана придворная музыкальная палата Юэфу, в задачи которой входила организация церемониалов, специальная подготовка музыкантов. Начиная с эпохи раннего средневековья каждый правитель имел не только придворных поэтов и мудрецов, но и музыкантов и танцовщиц. Среди них были такие выдающиеся музыканты, как Ибрахим и Исхак аль Маусили (Багдад, Ирак, IX в.), Амир Хусро (Дели, Индия, XIII—XIV вв.), Ок По Го (Силла, VIII в.), Кун Синь-чжуань (Китай сунского периода, XI в.) и другие. Вокруг крупного музыканта группировались ученики, образующие его школу: учитель передавал ученику свой опыт, свое мастерство. Занятия эти не укладывались в какую-либо учебную программу и продолжались столько лет, сколько считал целесообразным сам учитель (иногда 12—15 лет).

В целом историческая эволюция музыки в условиях различных цивилизаций (не только восточных) отличается известной общностью, обусловленной ее сходными социальными функциями. Если наиболее ранний период развития был связан с выполнением музыкой магической сакральной функции, связанной с культовой практикой, то позднее она стала выполнять и чисто этическую функцию. Классический же период определяется прежде всего господством эстетической функции. Музыка классического периода в Китае, Индии и арабских странах уже гораздо больше связана с другими искусствами, чем с культовой практикой. Ко времени средневековья выделяются светские жанры. В этот период особое развитие получает наука о музыке: о ней пишут крупнейшие ученые аль‑Кинди, аль‑Фараби, Ибн Сина (арабский мир), Дуань Анцзе, Цай Юань Дин (Китай), Матанга, Шарнгадева (Индия).

Для большинства музыкальных культур Востока классический период, как и древность, — это эпоха господства вокальной музыки. Музыка тесно связана со словом, с манерой его произнесения, декламации, интонирования, поэтому язык и его характерные черты оказывают на музыку самое непосредственное влияние. Особенно интересны взаимоотношения языка и музыки в области поэтического творчества: сюда относятся эпические циклы «Махабхарата», «Гэссер», «Манас», китайская классика (ши и цы), арабская и ирано-таджикская лирика, «Гита Говинда» индийца Джаядевы и др.

Связь музыки и слова получила дальнейшее развитие в классическом театре, который во всех странах Востока был музыкальным. Музыка в спектаклях китайского классического театра, японского — но и кабуки, вьетнамского — туонга, корейского — чхангык, тайского — лакхона, яванского — ваянг кулита являлась не просто фоном, сопровождением, но важнейшим организующим фактором (пение и речитативы, танцы, общий ритм спектакля и т. д.). Существенна роль музыки и в танцевальном искусстве, особенно в индийских классических спектаклях «катхакали», в танцах народов островов Явы и Бали.

Музыка Востока 1.jpg
Музыка Востока 2.jpg

В средние века получили развитие важнейшие классические вокальные жанры, определившие дальнейшую эволюцию музыкального искусства Ближнего и Среднего Востока (мувашшах, тэсниф), Южной Азии (дхрупад и кхьял) и Дальнего Востока (чжугундяо — Китай, кагок — Корея и т. д.). В этих жанрах отразилась эстетика средневековья, развивавшаяся от строгости и упорядоченности к изысканности и утонченности, специфика литературных языков названных стран и регионов. Музыка упомянутых вокальных жанров основывалась на ладовых (соответственно раги, макамы и т. д.) и ритмических (тала, даруб и т. д.) принципах.

В период средневековья возросло значение инструментального творчества, хотя не везде оно выделилось в самостоятельную традицию. В число инструментов, связанных с музыкой высокой традиции, вошли цитры (арабский канун, иранский сантур, индийская вина, китайский цинь, корейский каягым, японский кото и др.), лютни (арабский уд, иранский тар, индийские ситар и сарод, китайская пипа, японская бива и др.), смычковые инструменты (ребаб, китайский эрху и т. д.), флейты (ближневосточный най, индийская бансри, китайская сяо, японская сякухаси и др.)» инструменты типа гобоев, губные органы, многочисленные мембранофоны и идиофоны. В некоторых странах крупнейшие музыканты-инструменталисты основывали исполнительские школы (на ситаре — в Индии, на кото — в Японии). Значительно большим разнообразием отличается инструментарий традиционной (народной) музыки: неистощимая фантазия народа заставляла звучать ветер, воду, металл, бамбук (от простейших свистулек до органа — на Филиппинах); причем инструменты, даже однотипные, существенно отличались в каждом селе, у каждого племени.

С развитием инструментального искусства появляются масштабные циклические формы, где наряду с вокальными частями важное значение приобретают инструментальные разделы. В нубах Алжира, Марокко и Туниса, макамах (уже в значении жанра, а не лада) Ирака, Кашмира, узбекско-таджикском шашмакоме солистов и хор сопровождает инструментальный ансамбль.

В большинстве стран Азии к периоду средневековья роль церемониальных оркестров (гагаку — в Японии, аак — в Корее) падает; в странах же Юго-Восточной Азии складываются самобытные оркестры: это саин в Бирме, пипхат в Таиланде, пинпеат в Кампучии, гамеланы Явы и Бали (Индонезия) — уникальные ансамбли, состоящие из гонгов и металлофонов.

Все, что было сказано выше, относилось главным образом к музыке высокой традиции, но наряду с ней развивались и другие формы музыки: многообразные формы сельского, а позднее и городского фольклора, творчество традиционных музыкантов, поэтов и певцов — арабских шаиров, позднее — турецких, иранских и закавказских ашугов (ашиков). В музыкальной культуре Востока велика роль странствующих музыкантов. Они были своеобразными переносчиками самых различных традиций. В их среде в условиях развивающейся городской культуры начиная с XVII— XVIII вв. стала складываться традиционно-популярная музыка: в ней нашли отражение тенденции к демократизации искусства, его полному освобождению от культового характера.

На протяжении веков шел постоянный интенсивный обмен как между странами Востока, так между Востоком и Западом: страны «обменивались» философскими идеями, художественным опытом, достижениями в области музыкального искусства. На развитии музыкальной культуры стран Востока в XVIII—XX вв. сказались следующие факторы. В XVIII—XIX вв. усиливается экономическое и политическое влияние Запада в странах Азии и Африки, многие из них становятся колониями. В последней четверти XIX — начале XX вв. в большинстве стран Азии начинается борьба за национальную независимость. Важную роль в этом движении играла новая национальная интеллигенция, выступавшая за сохранение культурной самобытности своих стран. Освободительная борьба народов Азии и Африки в XX в., на которую огромное влияние оказала Октябрьская революция, вызвала к жизни новые музыкальные формы, в первую очередь песни патриотического содержания.

В завоевавших независимость странах Востока вопросам развития музыкальной культуры уделяется особое внимание. Одна из важнейших задач — определение культурной политики в целом, что особенно характерно для стран, ставших на путь социалистического развития. Именно в этих странах заметно стремление к достижению равновесия между традиционным искусством и новыми формами музыки, между национальным и интернациональным. Наряду с созданием новых форм музыкальной жизни, современных институтов музыкальной культуры (особенно музыкального образования) важная роль отводится традиционной музыке (проведение фестивалей, исследовательская работа в научных центрах и т. д.), классическому наследию (нотная расшифровка, записи на пластинки, обучение молодых музыкантов и т. д.). Большие сложности в деле дальнейшего преобразования музыкального искусства связаны с ситуацией культурной многоукладности в большинстве стран Востока, т. е. с одновременным существованием музыкальных традиций народов, находящихся на разных стадиях социального развития. Огромное значение для этих стран имеет опыт культурного строительства в СССР.

Во многом новым явлением для стран Востока явилось композиторское творчество. Среди композиторов, получивших международную известность, — турки А. Сайгун и Б. Тарджан, японцы Я. Акутагава и Т. Маюдзуми, филиппинцы Х. Маседа и Л. Касилаг и другие. Получили развитие и формы поп-музыки, главным образом связанные с кино, телевидением и эстрадой; в большинстве капиталистических стран Востока эта область музыки испытывает сильнейшее влияние Запада. Вместе с тем музыкальное искусство стран Востока оказывает все большее воздействие как на западно-европейскую музыку, так и на музыку США. Это влияние проявляется не только в творчестве европейских и американских композиторов, но и в различных формах поп-музыки.