Большой театр, раздел «Музыкант»
В Москве на площади Свердлова стоит величественное здание с классическим портиком, стройной белой колоннадой, с бронзовой квадригой Аполлона, застывшей в стремительном беге над площадью. Это Государственный академический Большой театр Союза ССР — ведущий советский музыкальный театр. Творческий путь этого старейшего и прославленного коллектива — путь упорной и последовательной борьбы за большое реалистическое искусство.
Основание театра относится к марту 1776 г., когда известный любитель искусства московский губернский прокурор князь П. В. Урусов получил разрешение на создание в Москве русского театра. Первыми его артистами были актеры существовавших в то время в Москве разрозненных трупп, артисты крепостных театров и выпускники Московского воспитательного дома.
Первое каменное здание театра было построено в 1780 г. (на месте нынешнего) на улице Петровке. Долгие годы поэтому театр называли Петровским. На его сцене одновременно играли оперные, балетные и драматические спектакли. Разделения труппы не было: артисты должны были равно хорошо уметь петь, танцевать и играть драматические роли. Но предпочтение отдавалось опере, поэтому театр со времени создания считался оперным домом. По сравнению с Петербургом сюда приходил и более простой зритель: разночинцы, студенты, мелкое купечество, ремесленники, чиновники средней руки, служилый люд.
В 1805 г. здание театра сгорело, но труппа продолжала работать на сценах частных московских домов, пока в январе 1825 г. не был открыт новый театр, получивший название «Большой Петровский» (архитектор О. И. Бове, проект профессора А. А. Михайлова). В репертуаре театра стали утверждаться произведения отечественной музыкальной драматургии: сначала оперы-водевили и балеты-дивертисменты, а затем сочинения большой формы, лучшей из которых была опера А. Н. Верстовского «Аскольдова могила» (1835).
В марте 1853 г. в театре вновь возник пожар. Здание было восстановлено и несколько перестроено архитектором А. К- Кавосом и открыто в августе 1856 г. По модели скульптора П. К. Клодта была отлита квадрига с Аполлоном и воздвигнута над восьмиколонным портиком. В таком виде, за исключением небольших переделок, здание театра существует и в наши дни.
Широкое развитие русского оперного и балетного искусства началось в середине XIX в. с появлением опер М. И. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», «Русалка» А. С. Даргомыжского, а затем произведений композиторов «Могучей кучки»: «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского, «Князя Игоря» А. П. Бородина, опер Н. А. Римского-Корсакова «Садко», «Псковитянка», «Царская невеста», а также опер и балетов П. И. Чайковского — «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и др.
Они определили исполнительский стиль Большого театра, рождение плеяды блистательных певцов и танцоров, дирижеров и хореографов, ставших славой не только русского, но и мирового искусства: Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Неждановой, С. В. Рахманинова, А. А. Горского и других.
Одновременно с расширением русского репертуара Большой театр последовательно осуществлял постановки лучших произведений зарубежных композиторов.
Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало новому расцвету творчества Большого театра. Он занял высокое и почетное место в культурной жизни страны как ведущий оперный и балетный театр. Народно-реалистические традиции, сложившиеся здесь на протяжении многих десятилетий, получили широкое развитие, обогатились новым идейным содержанием и стали основой дальнейшего подъема искусства Большого театра. В 1919 г. ему было присвоено звание академического. В трудные годы гражданской войны благодаря вниманию и заботе партии, правительства и лично В. И. Ленина труппа театра была полностью сохранена, созданы благоприятные условия для ее творческой работы.
Произведения корифеев русской оперы и балета, бессмертные творения мировой музыкальной литературы получили новое воплощение на сцене Большого театра. За годы Советской власти здесь поставлено около 100 опер и балетов советских авторов.
Труппа Большого театра — одна из самых больших в мире по численности (свыше 900 артистов оперы, балета, хора, оркестра, мимического ансамбля). Многие прославленные имена этого театра известны миллионам любителей оперного и балетного искусства.
Здание Большого театра является местом, где отмечаются выдающиеся события общественно-политической жизни советского народа. Тридцать шесть раз с речами и докладами на съездах, конгрессах, митингах здесь выступал В. И. Ленин.
Пятиярусный зал Большого театра рассчитан на 2150 мест. Огромна и сцена. На ней иной раз находится около 300 участников, но она не кажется тесной.
С 1961 г. спектакли Большого театра стали идти и на сцене Кремлевского Дворца съездов, зал которого вмещает 6000 человек. На своих двух сценах ежемесячно Большой театр показывает 52 спектакля.
Театр имеет свои художественно-производственные мастерские, в которых работают 500 мастеров свыше 90 профессий. Они создают оформление спектаклей — от монументальных декораций до тончайших ювелирных украшений.
Большой театр завоевал широкую популярность в мире. Его зарубежные гастроли пользуются неизменным успехом.
Своим творчеством Большой театр утверждает принципы социалистического реализма, помогает воспитанию советских людей в духе патриотизма и интернационализма, приобщает их к величайшим ценностям, накопленным мировым музыкальным театром. За выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства коллектив Большого театра СССР дважды был награжден орденом Ленина.