БЕСПРЕДМЕТНОЕ (АБСТРАКТНОЕ) ИСКУССТВО
Так называется направление в искусстве XX в., представители которого демонстративно отказались от изображения реальных предметов и явлений в станковой живописи, скульптуре и графике. Абстрактное искусство, отрицающее познавательную роль художественного творчества,— крайнее проявление модернизма, кризиса буржуазной культуры. Возникло оно в 1910-х гг. как анархический, буржуазно-индивидуалистический вызов общественным вкусам. В 1940—1950-х гг. абстракционизм выступил в роли наиболее популярного привилегированного и воинствующего направления искусства буржуазного мира, утверждающего нормы индивидуалистического произвола, равнодушия искусства к социальным и познавательным задачам. Некоторые течения в абстрактном искусстве, перекликаясь с поисками рационально организованных форм в архитектуре и художественной промышленности, создавали логически упорядоченные конструкции из объемов, линий, геометрических фигур («супрематизм» русского живописца К. С. Малевича, «неопластицизм» голландского живописца Пита Мондриана, «конструктивизм» американского скульптора Наума Габо). Для других течений характерно стремление выразить стихийность, бессознательность творчества в порывистости, импульсивности действий художника, в неупорядоченной динамике пятен, объемов, линий (живопись русского художника В. В. Кандинского, американских «абстрактных экспрессионистов» Джэксона Поллока, Марка Тоби, «ташистов» (от французского слова «таш»—«пятно») француза Пьера Сулажа, голландца Карела Аппела, скульптура американцев Сеймура Липтона, Дейвида Смита). Обычны для абстрактного искусства беспочвенные претензии на выражение «абсолютной свободы» художника, неких «духовных сущностей», неповторимости внутреннего мира автора.