ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО
Художественные изделия из золота, серебра, платины и некоторых цветных металлов, украшенные драгоценными и поделочными камнями, относятся к произведениям ювелирного искусства. Благородные металлы, особенно золото, обладают красивым, нетускнеющим блеском и веками сохраняют свою первозданную красоту. А замечательные природные свойства: ковкость, мягкость и плавкость — определили технические приемы их обработки: чеканку, гравировку, резьбу, литье. Есть еще множество других технических и художественных приемов обработки металла: скань, зернь, басменное тиснение, чернь, насечка, эмаль и др. Расскажем о некоторых из них.
Подлинная жемчужина среди ювелирных изделий, выполненных в технике скани,— Шапка Мономаха, золотой венец, которым венчались на царство русские князья и цари. Изумительно красивые, прозрачные, как кружево, узоры напаяны на гладкое золотое поле тульи Шапки Мономаха.
Скань (от древнерусского «екать», т. е. «сучить», «скатывать», «свивать»), или филигрань (от латинских слов «филум» — «нить» и «гранум» — «зерно»), позволяет создавать разнообразные орнаментальные узоры. К тому же она не требует сложного оборудования. Ювелиру достаточно волочильной доски — специального приспособления с рядом последовательно уменьшающихся отверстий и чистых металлов, обладающих хорошей мягкостью, пластичностью, таких, как золото, серебро, медь. Металлические нити пропускаются через отверстия в волочильной доске до тех пор, пока они не достигают толщины волоса. Затем нити туго скручиваются в веревочку или плющатся в ленточку. Из этих веревочек и ленточек выкладываются всевозможные узоры — геометрические или растительные. Часто скань дополняется зернью — маленькими металлическими шариками, делающими узор еще более красивым.
Не менее интересна техника черни. На гладкую золотую или серебряную поверхность мастер резцом наносит рисунок, который заполняется сернистым сплавом серебра, меди и свинца черного цвета. Затем изделие обжигается и полируется.
Интересным памятником искусства черни считается золотое чеканное блюдо (ныне хранится в Оружейной палате), сделанное по велению Ивана Грозного для царицы Марии Темрюковны. Блюдо выковано из куска золота весом 3 кг.
Искусство эмали поражает яркостью, блеском, прозрачностью красок, не меркнущих от времени, не боящихся сырости и сухости. Древнерусское название эмали — финифть (от латинского слова «фингитис» — «твердый, блестящий камень»). Эмаль — это стекловидная масса, которая в зависимости от добавления окислов металлов при обжиге приобретает тот или иной цвет. Наносят ее на металлы (золото, серебро, медь) и обжигают. При обжиге эмаль приплавляется к металлу, образуя на нем яркую и блестящую цветную пленку. Существует несколько способов нанесения эмали на металлическую поверхность. Наиболее сложная разновидность эмали — перегородчатая. Этой техникой прекрасно владели мастера Древней Руси XI—XII вв. На металлическую поверхность предмета острой иглой наносился рисунок, по контурам которого напаивались поставленные на ребро перегородочки из узких ленточек золота. Образовавшиеся крошечные ячейки заполнялись эмалью разного цвета, затем изделие обжигалось и полировалось. Получался чарующий по красоте эмалевый узор с тончайшей золотой паутинкой перегородочек. В этой технике в Древней Руси выполнялись различные украшения: подвески к женскому головному убору — колты, нагрудные украшения — бармы; пряжки.
Существует много разновидностей эмали, но самая популярная из них — живописная миниатюра. Она украшала ордена, табакерки, медальоны, шкатулки. До наших дней дошли портреты Петра I, императрицы Елизаветы Петровны, написанные первыми русскими мастерами миниатюры на эмали — Г. С. Мусикийским и А. Г. Овсовым.
Древнейшие образцы ювелирного искусства, найденные на территории нашей страны, относятся к середине III тысячелетия до н. э. Археологи обнаружили их при раскопках кургана в 1897 г. на одной из улиц города Майкопа на Северном Кавказе. Много своеобразных украшений найдено в скифских курганах. Это бронзовые и золотые пластинки с изображением охоты, диких зверей, замечательный «Золотой олень», некогда украшавший щит скифского воина. Уникальная коллекция скифских ювелирных изделий хранится в Эрмитаже в Ленинграде. Открытые археологами в XIX в. клады содержали изделия удивительной работы и мастерства. Они были созданы древними славянами в Киеве, Чернигове, Новгороде, Владимире, Суздале, Рязани.
В XV—XVII вв. крупнейшим художественным центром страны становится Москва. На территории Кремля создаются Оружейная, Золотая и Серебряная палаты, куда стекаются лучшие художественные силы со всей страны. Московские ювелиры прекрасно владели всеми техническими средствами обработки металлов, а наиболее распространенными в это время были скань, эмаль, чеканка, чернь.
В 1711 г. Петр I переводит в Петербург лучших мастеров из кремлевских мастерских. Русское ювелирное искусство XVIII в. развивается в русле общеевропейских художественных стилей (барокко, классицизм), оставаясь в то же время глубоко самобытным.
Есть на территории Кремля в помещении Оружейной палаты небольшой по площади музей — «Алмазный фонд СССР». В двух залах этого музея представлено уникальное по своей художественной и исторической значимости собрание драгоценных камней, орденских знаков, ювелирных изделий XVIII— XIX вв. Богатейшая коллекция ювелирных изделий находится в Эрмитаже.
В XVII—XVIII вв. развиваются многие местные художественные школы — сольвычегодская, великоустюжская, красносельская, ростовская и др. Многие из них, сохранив присущее им своеобразие, существуют и в настоящее время, творчески развивая древние традиции. Это фабрики «Северная чернь» в Великом Устюге Вологодской области и «Ростовская финифть» в Ростове Ярославской области, ювелирные промыслы в селе Красное Костромской области. Великолепны изделия талантливых мастеров дагестанских аулов Кубачи и Гоцатль.
Современные художники-ювелиры развивают лучшие традиции народного искусства.