Алхимия

Материал из Юнциклопедии
(перенаправлено с «АЛХИМИЯ»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

В древности развитие химии имело тесные связи с металлургией. Задолго до нашей эры были хорошо известны семь металлов — золото, серебро, медь, железо, олово, свинец и ртуть. Так как эти металлы имели много общих свойств — ковкость, блеск и другие, возникла идея общности их происхождения в земных недрах. Считали, что в глубинах Земли под влиянием тепла образуются руды «несовершенных» металлов. Со временем в этих рудах происходит «созревание» металлов, их постепенное облагораживание. В конце концов они превращаются в самый «совершенный» металл — золото.

<addc>l</addc>

Алхимия.

А нельзя ли ускорить «созревание» металлов искусственным путем? Эта мысль и легла в основу бесчисленных попыток «трансмутации» (превращения) металлов. Так возникла алхимия, и одна из главных её целей состояла в отыскании путей превращения неблагородных металлов в золото. Само её название (арабское) первоначально обозначало искусство добычи и переработки различных веществ для практических целей.

Древние алхимики занимались изготовлением золотоподобных сплавов. В III–VI вв. в египетском городе Александрии процветало «священное тайное искусство», и жрецы при храмах придумывали способы изготовления искусственного золота.

В VII в. арабы завоевали Египет и переняли приемы «тайного искусства» египетских жрецов. В эпоху арабской алхимии (VIII–XII вв.) возникла теория образования благородных металлов из серы и ртути. Следовало лишь взять эти вещества в «совершенных» отношениях и нагревать в присутствии особого «медикамента» — «эликсира».

Начиная с XIII в. большое распространение алхимические занятия получили в Западной Европе. Первые европейские алхимики были учениками арабов. Ещё в середине XII в. появились переводы арабских алхимических сочинений на латинский язык. Вскоре в городах и монастырях возникли многочисленные алхимические лаборатории, в которых адепты (приверженцы) алхимии упорно работали, отыскивая пути приготовления искусственного золота. Основной их целью было получение «эликсира». Позднее его назвали «философским камнем». По убеждению адептов, ничтожные количества «эликсира» могли превращать неблагородные металлы в чистое золото.

Занятия алхимией соответствовали религиозному мировоззрению эпохи средневековья, включавшему в себя мистику, веру в чудеса, в злых и добрых духов, с помощью которых якобы можно осуществить превращение веществ. Жажда скорого обогащения влекла к занятиям алхимией людей самого различного социального положения. Большинство адептов не были подготовлены к лабораторным занятиям и лишь слепо следовали туманным рецептам.и описаниям изготовления благородного металла, приведенным в алхимических сочинениях.

Были, конечно, среди алхимиков и люди, достаточно образованные по тем временам. Широкую известность получил Альберт Больштедтский (1193–1280), прозванный Великим. Он был монахом-доминиканцем и большую часть жизни посвятил занятиям схоластической философией, магией, астрологией и алхимией. Его современник монах Роджер Бэкон (1214–1292) оставил несколько алхимических сочинений, и среди них «Зеркало алхимии», в котором в туманной форме описывается способ приготовления «философского камня». Врач и алхимик Арнальдо Вилланованский (ок. 1240 — ок. 1310) кроме описания «философского камня» рассуждал о чудодейственных лекарственных средствах, в том числе о всеисцеляющей «панацее».

В XV–XVII вв. появилось множество книг по алхимии, часть их подписана вымышленными именами. Число алхимических лабораторий в городах чрезвычайно выросло.

Эпоха Возрождения и ,связанные с нею социально-экономические перемены отразились на мировоззрении образованных европейцев. Вера в чудеса оказалась подорванной. И тем не менее в XVI–XVII вв. алхимия по‑прежнему процветала. Основатель ятрохимии Теофраст фон Гогенгейм (Парацельс), будучи знаменитым врачом, занимался и алхимией. Ему принадлежит теория «трех начал» — ртути, серы и соли, из которых будто бы состоят все вещества. В XVI в. большую известность приобрели сочинения монаха Василия Валентина. Описывая в своих книгах алхимические операции, он, как и другие алхимики, широко пользовался аллегориями, туманными выражениями и символикой. Вещества он обозначал, например, именами птиц и животных и изображал процессы символическими рисунками.

Увлечение алхимией стало ослабевать лишь к концу XVII в., когда начали развиваться естественные науки — физика, химия. От алхимического периода новая химия унаследовала ряд названий веществ, лабораторных операций, посуды, приборов.