Александр Константинович Глазунов (1865—1936)

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

О своем детстве Александр Константинович Глазунов вспоминал: «Мне было, примерно, десять лет, когда я стал учиться игре на фортепьяно... Лет одиннадцати я начал сочинять... В 1879 году я познакомился с М. А. Балакиревым, который, увидев какое-то мое сочинение... одобрил мои занятия сочинительством и посоветовал как можно более изучать классиков». Последовав совету Балакирева, Глазунов серьезно занимается под руководством Н. А. Римского-Корсакова. Он пишет 1-ю симфонию. Премьера состоялась 17 марта 1882 г. под управлением Балакирева. Симфония 16-летнего композитора была встречена с невиданным энтузиазмом. Римский-Корсаков характеризовал ее как праздник молодой русской школы.

Глазунов написал 8 симфоний (9-я осталась неоконченной). В них — дальнейшее продолжение традиций русских классиков — Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского, с которыми Глазунов дружил, в творчестве которых воспринял эпический размах, лиричность. Музыка Глазунова величава, полна захватывающих картин родной природы, прекрасных самобытных мелодий, разработанных в оркестре с замечательным мастерством.

Глазунов писал и танцевальные сочинения, особенно вальсы. Им создано три балета: «Раймонда» (1897, на сюжет древней легенды), «Барышня-служанка» и «Времена года». В них композитор выступил как продолжатель Чайковского — его традиций симфонизации балетной музыки, превращая ее в ведущий элемент хореографической драматургии.

Помимо симфоний и балетов Глазунов оставил богатое наследие в других музыкальных жанрах. Среди них наиболее популярны симфоническая поэма «Стенька Разин», симфоническая сюита «Из средних веков», 1-й фортепьянный и 1-й скрипичный концерты, обработка народной песни «Эй, ухнем!» для хора и оркестра, 4-й и 5-й квартеты, музыка к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад».

Глазунов вместе с Римским-Корсаковым завершил оперу Бородина «Князь Игорь», оставшуюся неоконченной после смерти автора, записал по памяти две части его неоконченной 3-й симфонии, участвовал в редактировании произведений М. И. Глинки. На родине и за рубежом Глазунов с успехом выступал в качестве дирижера.

Ряд лет Глазунов возглавлял Петербургскую (Ленинградскую) консерваторию. Он был ее первым советским директором, немало сделал для развития советской музыкальной культуры, подготовки музыкальных кадров. Глазунов проявлял отеческую заботу о юном Д. Д. Шостаковиче, предсказал его композиторское будущее, назвав «одной из лучших надежд нашего искусства».

В 1922 г. в связи с сорокалетием творческой деятельности Глазунову было присвоено звание народного артиста Республики.