Эйхенбаум Борис Михайлович

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Eichenbaum.jpg

В 1910‑е гг. Б. М. Эйхенбаум (1886–1959) получил известность как журнальный критик, но уже тогда его целью было преобразование академической историко-литературной науки, которая «изучает не самый предмет, а больше и охотнее всего — его генезис, условия, его окружающие» (статья «Поэтика Державина», 1916). Встреча с В. Б. Шкловским и Ю. Н. Тыняновым, ставшими на долгие годы его научными единомышленниками и ближайшими друзьями, была решающей в биографии исследователя.

Л. Н. Толстой и М. Ю. Лермонтов — главные его герои. В книге «Молодой Толстой» (1922) Эйхенбаум рассмотрел дневники писателя не как документы личной душевной жизни, а как факты художественного творчества, как лабораторию будущего толстовского психологического анализа. Рецензент книги известный филолог Г. О. Винокур проницательно написал, что «она получит в будущем значение поворотного пункта в изучении толстовского литературного наследия».

О ком бы ни писал Эйхенбаум — о Н. В. Гоголе, И. С. Тургеневе, М. Горьком, В. В. Маяковском, он всегда внедрял в литературоведение представление о художественной деятельности писателя как о сложнейшей работе, сумев дать тонкие аналитические описания и её процесса, и результата. Такой подход был органической чертой личности ученого. Его дочь — О. Б. Эйхенбаум рассказывает: «Он был художественной, артистической натурой. Очень любил музыку; не мог понять, как в консерваторию ходят люди, не знающие музыкальной грамоты: «Они же музыку не слышат — она их настраивает». Анализ был для него главным — он не понимал, как без него можно глубоко воспринимать искусство».

Вместе с рядом своих единомышленников Эйхенбаум успешно преодолевал устоявшийся взгляд на художественное произведение как на простую «сумму» содержания и формы, закладывал основы новейшей научной поэтики.

Когда в 1918 г. была начата огромная работа по проверке текстов русских классиков для подготовки массовых изданий, Эйхенбаум стал одним из первых текстологов новой школы. Особенно велика была его роль в издании сочинений М. Ю. Лермонтова, в подготовке многих томов сочинений И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова.

Девять книг, выпущенных Эйхенбаумом с 1922 по 1931 г.: «Мелодика русского лирического стиха», «Анна Ахматова. Опыт анализа», «Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки», сборники статей «Сквозь литературу» и «Литература», работы о Толстом, замечательная книга «Мой временник» (1929), построенная по типу журнала, с разделами «Словесность», «Наука», «Критика», «Смесь», написанными одним автором, — вместе с несколькими посмертными изданиями легли в фундамент мировой филологической науки, в большой мере определив её современный облик.