Шкловский Виктор Борисович (1893—1984)

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

В 1914 г. В. Б. Шкловский, не окончивший университета петербургский студент, написал брошюру «Воскрешение слова». В ней, а также статьях 1916–1919 гг., изданных Обществом изучения поэтического языка (ОПОЯЗ), одним из основателей и бессменным председателем которого он был, Шкловский выдвинул ряд идей, сыгравших важную роль в современной науке о литературе.

Литературоведение рубежа XIX и XX вв. рассматривало литературу как историю общественной мысли или как «психологию творчества». Шкловский гораздо более отчетливо, чем кто‑либо до него, сформулировал положение о том, что художественную форму надо изучать самостоятельно, что она имеет собственные законы. Один из первых — ощутимость слова. В обычном (практическом) языке мы не обращаем внимания на то, как выражена мысль, в поэтическом языке обращаем внимание прежде всего именно на это. Для того чтобы читатель обратил внимание на описываемое, писатель изображает его как впервые увиденное, необычное, странное. Шкловский назвал этот художественный принцип остранением. Но постепенно слова, приемы становятся привычными, стираются, перестают восприниматься свежо. Тогда — по контрасту — возникают новые приемы. Так как это происходит и с языком, и с сюжетом, и с героем, то возникает мысль о «связи приемов сюжетосложения с общими приемами стиля». Это был первый подход к очень плодотворной научной идее изоморфизма: одинаковый художественный эффект возникает на самых разных уровнях произведения.

Столь же плодотворным оказалось предложенное Шкловским разделение фабулы и сюжета. Если события произведения пересказать «по порядку», это фабула. Но автор часто для своих целей располагает их иначе, начиная «с конца», «с середины», — это уже сюжет. Сюжет — способ, метод анализа действительности. Об этом Шкловский писал в своих книгах «Художественная проза. Размышления и разборы» (1959), «Тетива. О несходстве сходного» (1970), «Энергия заблуждения. Книга о сюжете» (1981).

Свои идеи Шкловский формулировал резко и категорично. Это вызывало споры. Но время показало ценность именно таких резких и отчетливых формулировок.