ФОТОГРАФИЯ

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

В один из дней 1839 г. на заседании Парижской Академии наук французский живописец-декоратор Л. Да-гер сообщил, что он совместно с химиком Ж. Ньепсом нашел способ «остановить мгновение» — запечатлеть на медной посеребренной пластинке облик вечно меняющегося окружающего мира. Проецируя изображения объекта с помощью камеры-обскуры на поверхность такой пластинки, покрытую слоем светочувствительного асфальтового лака, удавалось получить через несколько минут точное позитивное изображение. Этот день считают днем рождения фотографии (по-гречески «фотос» — «свет», «графо» — «пишу»), хотя применяемый ныне способ фотографии — с использованием негативов и печатанием с них любого числа позитивов — был запатентован спустя 2 года, в 1841 г., англичанином У. Толботом. В основе этого и подобных ему способов фотографии лежит фотохимическая реакция разложения гало-генидов серебра под действием света:

Аg(Гал) + hv = Ag + (Гал),

где hv — квант света.

В современном фотографическом процессе для получения негативов используют слой фотографической эмульсии — смеси мельчайших кристалликов иодистого или бромистого серебра с желатиной (белковым веществом, «животным клеем»),— нанесенный на прозрачную подложку из стекла или полимерной пленки. Под действием света в этой эмульсии образуется лишь ничтожное количество металлического серебра. При последующем проявлении, т. е. при обработке фоточувствительного материала водным раствором органического восстановителя, реакция восстановления ускоряется под действием первичных частиц металлического серебра; она идет преимущественно в тех местах, куда падал свет. Затем с помощью тиосульфта натрия (Na2S2O3•5Н2O), образующего водорастворимую комплексную соль с галогенидом серебра, фотографы удаляют невосстановленный избыток галогенида. Эта стадия называется

закреплением или фиксацией изображения. Промывка, сушка — и негатив готов.

Хотя серебро в массе — блестящий металл, мельчайшие восстановленные его крупинки в толще негатива — черные. После этого остается лишь повторить весь процесс от начала до конца, изготовив «негатив с негатива», иными словами, позитив — фотографическое изображение.

Современные серебряные фотографические материалы обычно содержат разные добавки, благодаря которым удается делать их чувствительными к свету с разной длиной волн — от инфракрасного до ультрафиолетового.

Наряду с «серебряной» фотографией развивались и бессеребряные процессы, основанные на использовании различных органических соединений, в которых под действием света происходит разложение или образование изомеров — веществ с одинаковым химическим составом, но разными свойствами (см. Изомерия). Таков, например, метод диазотипии: в результате действия кванта света происходит распад бесцветного диазосоединения на молекулу азота и окрашенный продукт. Другой способ «остановить мгновение» — метод фототермопластики, когда слой термопластичного полимера заряжают электростатическим зарядом; затем в результате действия света удаляют заряд в тех местах, где надо, а оставшиеся заряженные места при нагреве превращаются в рельефное изображение. Разрабатываются и другие способы получения изображений без применения серебра.