Театр народов России в дореволюционный период

Материал из Юнциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Театральное искусство народов нашей Родины, как и всех народов, берет свое начало в обрядах и играх, ритуальных действах. У украинцев и белорусов зрелищным началом проникнуты святочные игры и масленичные карнавалы; у народов Средней Азии — Новый год («Новруз») и праздник пахоты («Лола»); у азербайджанцев — народная игра «Кевседж», изображающая состязание зимы и весны; у казахов — игры в дни первого доения кобылиц и стрижки овец. Многочастевую драму, построенную на мотивах социального неравенства, подневольного брака, бесправного положения женщины, представлял собой свадебный обряд украинцев, белорусов, казахов, народов Средней Азии, Поволжья, Северного Кавказа.

В обрядах и играх нет еще деления на исполнителей и зрителей; в них отсутствуют развитые сюжеты, перевоплощение в образ. Они появляются в народной драме, пронизанной острыми социальными мотивами. Это «Лодка», «Царь Максимилиан» — у украинцев и белорусов, «Маланка» — у молдаван. Борьбу народа против завоевателей отражало грузинское массовое зрелище «Кееноба».

С народной драмой связано появление площадных театров устной традиции. Актеры этих народных театров (скоморохи — в Белоруссии, кызыкчи и масхарабозы — у узбеков и таджиков, берики — у грузин) высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, цирковые номера; исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.

У демократического зрителя популярностью пользовались кукольные театры: «Вертеп» — на Украине, «Батлейка» — в Белоруссии, «Карагез» — у армян, «Килим арасы» — у азербайджанцев, «Палван Качаль» — у узбеков.

Кроме народных площадных театров существовали и различные виды придворных театров. Так, в I в. до и. э. при дворах армянских царей в Арташате и Тигранакерте давались представления античных трагедий («Вакханки» Еврипида). В грузинском средневековом театре сахиоба актеры исполняли пантомимы, импровизированные сценки, пели, танцевали, играли на музыкальных инструментах.

В XVI—XVII вв. в духовных семинариях"и училищах Львова, Тифлиса, Киева возник школьный театр. Здесь силами учащихся ставились исторические трагедии («Владимир» Феофана Прокоповича), аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, моралите (см. Средневековый театр), интермедии — сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии.

Новую страницу в истории сценического искусства народов нашей Родины открывали крепостной и любительский театры. В крепостных украинских, белорусских, грузинских труппах, существовавших с конца XVIII в., ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы. С начала XIX в. в домах грузинских дворян давались любительские спектакли, имевшие порой патриотический и демократический характер.

Благотворное влияние на формирование профессионального театра народов нашей Родины оказало русское театральное искусство. В 1850 г. в Гори, затем в Тифлисе организуется грузинский театр под руководством драматурга Г. Д. Эристави; в 1863 г. в Тифлисе актер Г. А. Чмшкян и его единомышленники создают армянскую труппу. Спектакли Полтавского театра, открытого в 1812 г., закладывают основы украинского профессионального театрального искусства. В 80-е гг. XIX в. возникли азербайджанские любительские коллективы, ставшие затем профессиональными театрами (труппы «Сафа», «Ниджат»). В 1870 г. был создан первый латышский театр и первый эстонский театр — «Ванемуйне». Некоторые театры (украинский, эстонский, отчасти азербайджанский) формировались как музыкально-драматические. В труппы первых профессиональных театров входили талантливые любители — представители демократической интеллигенция. «Национальный театр есть признак совершенствования нации, так же как и академии, университеты, музеи. Иметь свой родной театр и гордиться им желает всякий народ...» — писал русский драматург А. Н. Островский.

У многих народов возникновение профессиональных театров нового времени было подготовлено развитием национальной просветительской драматургии, отражавшей борьбу старого и нового. Основоположниками национальных театров стали грузинские драматурги Г. Д. Эристави, А. А. Цагарели, армянские комедиографы Г. М. Сундукян, А. О. Паронян, выдающийся азербайджанский писатель-просветитель М. Ф. Ахундов, украинские драматурги и сценические деятели И. П. Котляревский, Г. Ф. Квитка-Основьяненко, позднее И. К. Карпенко-Карый, М. Л. Кропивницкий и другие.

Ведущим жанром молодой драматургии народов России стала реалистическая комедия. В пьесах грузинских и армянских комедиографов («Тяжба», «Раздел» Эристави; «Ханума», «Иные нынче времена» Цагарели; «Хатабала», «Еще одна жертва» Сундукяна; «Дядюшка Багдасар» Пароняна) осмеивалось деградирующее дворянство, невежественное купечество. Энциклопедией общественной жизни Азербайджана были пьесы Ахундова «Приключения скряги», «Приключения везиря Ленкоранского ханства». По пути Ахундова следовали и другие азербайджанские драматурги — Н. Везиров, А. А. Ахвердов, Д. Мамедкулизаде.

Основу украинской драматургии заложили поэтическая пьеса «Наталка Полтавка» Котляревского и его водевиль «Солдат-чародей», комедии «Шельменко-денщик» и «Сватанье на Гончаровке» Квитки-Основьяненко.

Романтические драмы раскрывали пробуждение национального самосознания, в них звучали освободительные идеи, протест против социальной несправедливости, унижения человеческого достоинства. Драма выдающегося украинского поэта Т. Г. Шевченко «Назар Стодоля», произведения грузинских писателей И. Г. Чавчавадзе, А. Р. Церетели, исторические пьесы И. К. Карпенко-Карого («Савва Чалый») и М. П. Старицкого («Маруся Богуславка») отражали свободолюбивые устремления народов.

Восприняв идейно-художественные принципы русского критического реализма, драматурги Украины, Армении, Латвии, Эстонии показывали в своих произведениях процесс социального расслоения общества в период развития капитализма в России. Возникает жанр социально-бытовой драмы: «Мироед, или Паук» Кропивницкого, «Наймичка» Карпенко-Карого, «Пэпо» Сундукяна, «Злой дух» латышского писателя Р. Блауманиса.

Развитие и становление сценических культур народов России, отражавших идеи русского революционного движения, передовую общественную мысль, проходило в острой борьбе с самодержавием и местными реакционерами, в борьбе двух культур — реакционной культуры господствующих классов и демократической культуры народных масс. Реакционеры выступали против прогрессивных писателей, создавали пьесы националистического и монархического содержания. Правительственные указы запрещали исполнение драматических и музыкальных произведений на украинском языке, спектакли еврейских театров, публикацию материалов на белорусском и литовском языках. В 1856 г. был закрыт грузинский театр Эристави. Национальные труппы находились в тяжелом материальном положении, не имели постоянных зданий, были вынуждены преодолевать сопротивление местных властей, запрещавших показ спектаклей.

И все же вопреки цензурным запретам, сопротивлению правящих кругов развитие национальных театров продолжалось. На их сценах зарождался талант многих выдающихся актеров, творчество которых было проникнуто гражданственностью, выражало идею служения народу, утверждало высокий общественный долг художника. В игре украинцев К. Т. Соленика, П. К. Саксаганского, М. Л. Кропивницкого, армянина Г. А. Чмшкяна, грузина В. А. Абашидзе, азербайджанца Дж. Зейналова яркая комедийность, сатиричность сочетались с драматизмом.

Жизненная правда и романтическая устремленность отличали искусство грузинского трагика В. С. Алекси-Месхишвили (Гамлет в одноименной трагедии У. Шекспира, Незнамов в пьесе А. Н. Островского «Без вины виноватые»), выдающейся актрисы М. К. Заньковецкой (Лимеривна, цыганка Аза, Маруся Богуславка в одноименных пьесах украинских драматургов). Ее одухотворенная игра рассказывала о тяжелом, бесправном положении женщин. Армянский трагик П. И. Адамян, азербайджанский актер Г. Араблинский своим искусством выражали протест против насилия, социальной несправедливости, защищали права человека. Героико-романтические образы, созданные этими и многими другими актерами в пьесах национальных драматургов и в произведениях Шекспира, Ф. Шиллера, отличались высокой эмоциональностью, мощной драматической силой.

На развитие театров народов нашей Родины плодотворное влияние оказывали русская реалистическая театральная культура, постановка пьес Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, позднее М. Горького на национальных сценах, гастроли талантливых мастеров в Москве и Петербурге, деятельность русских театров в таких крупных городах, как Киев, Харьков, Тифлис.

Новые вехи в развитии театрального искусства народов России связаны с общественным подъемом в годы первой русской революции 1905—1907 гг. и пролетарским этапом освободительного движения в последующее десятилетие. В этот период возникают театральные коллективы, выражающие передовые идеи времени (Новый Латышский театр и др.). Организуются любительские кружки среди рабочих, связанные с революционными организациями (Балахнинская любительская труппа, труппа рабочих-нефтяников в Баку, армянский театр Авчальской аудитории в Тифлисе и др.) - В создании рабочих театральных кружков принимали участие большевики М. Азизбеков, С. Г. Шаумян, С. С. Спандарян.

Театр часто становился трибуной революционных идей. Так, например, спектакли Кутаисского театра с участием В. С. Алекси-Месхишвили переходили в политические демонстрации, со сцены звучали революционные призывы.

В драматургии отразилось обострение классовых противоречий («Хозяин» Карпенко-Карого, «Невзгоды Дариспана» Д. С. Клдиашвили, «В огне» Блауманиса, «Павлинка» Я. Купалы, «Утес» В. М. Папазяна). Социально-психологическая драма показывала духовную опустошенность, порожденную буржуазными отношениями. Эти темы звучат в пьесах армянского драматурга А. Ширванзаде («Из-за чести»), эстонских авторов А. Кицберга («Оборотень»), Э. Вильде («Неуловимое чудо»), азербайджанского писателя А. Ахвердова («Несчастный юноша»). Трагедию народа показали украинский писатель И. Я. Франко в драме «Украденное счастье» и белорусский поэт Я. Купала в пьесе «Разоренное гнездо».

В начале XX в. национальная драматургия обогащается новым жанром — философской и символической драмой. Ее крупнейшие представители — украинская поэтесса Леся Украинка (драмы «Лесная песня», «Каменный властелин») и латышский писатель Ян Райнис. В его драмах отразились социально-политические и этические проблемы времени («Огонь и ночь», «Вей, ветерок», «Играл я, плясал») .

В остросатирических комедиях зло высмеивали современные нравы Карпенко-Карый («Суета», «Мартын Боруля»), азербайджанский сатирик Мамедку-лизаде («Мертвецы»), грузинский писатель Ш. Дадиани («Вчерашние»), татарский писатель Г. Камал («Банкрот»).

Великие традиции, заложенные актерами старших поколений, развивали О. Абелян и Г. Петросян в Армении, Б. Румниеце и А. Амтман-Бриедит в Латвии, П. Пинна и Т. Альтерман в Эстонии, С. Гиззатуллина-Волжская и М. Мутин в Татарии, Г. Араблинский в Азербайджане, Э. и А. Каминские на еврейской сцене. Создавая образы самоотверженных борцов за свободу и обличая власть имущих, актеры соединяли в своем творчестве романтические тенденции с глубокой жизненной правдой.

В годы, последовавшие за революцией 1905 г., возникают Новый Рижский театр, Первый постоянный украинский театр М. Садовского в Киеве, Белорусский театр И. Буйницкого, создаются татарские труппы «Сайяр» и «Нур». Зарождается искусство режиссуры: Э. Смильгис и А. Миерлаук в Латвии, К. Меннинг в Эстонии, С. Капанакян и О. Севумян в Армении следовали принципам Московского Художественного театра. Возникнув в результате общественного развития народов, их борьбы за свободу, театр народов нашей Родины формировался в тесной связи с передовой русской культурой.