Театр «Современник»

Материал из Юнциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

В 1956 г. группа выпускников Школы-студии МХАТа (Г. Б. Волчек, Е. А. Евстигнеев, И. В. Кваша, О. П. Табаков, Л. М. Толмачева и другие) во главе со своим преподавателем О. Н. Ефремовым создали «Студию молодых актеров». Первый же спектакль молодого коллектива — «Вечно живые» В. С. Розова принес студии успех и признание зрителей.

Спектакли студийцев начинались, как правило, в полночь (большинство артистов работали в разных театрах Москвы, да и свободную сцену можно было найти только ночью). Заканчивались спектакли под утро, но и тогда зрители не спешили расходиться. В зале вспыхивали споры, велись острые дискуссии. Было очевидно, что деятельность нового театра отвечает глубинным потребностям общества, выраженным XX съездом партии (1956). В 1957 г. студия получила небольшое здание на площади Маяковского и была переименована в театр-студию «Современник». Центральным персонажем спектаклей театра стал простой труженик. «Современник» заговорил о нем не как о «колесике и винтике» общегосударственного механизма, а как о личности, имеющей самоценное значение.

В плане художественном «Современник» наследовал и сообразно времени переосмыслил традиции МХАТа: глубокое проникновение во внутренний мир человека, умение воссоздать на сцене атмосферу живого течения жизни. Основой репертуара стала современная советская драматургия. Вслед за «Вечно живыми» театр поставил другие пьесы В. С. Розова: «В поисках радости» (1957), «В день свадьбы» (1964), «Традиционный сбор» (1967). Принципиальным для программы «Современника» стало постоянное обращение к драматургии А. М. Володина. Пьесы «Пять вечеров» (1959), «Старшая сестра» (1962), «Назначение» (1963) вели разговор о проблемах и надеждах простых людей, о предназначении человека и общества.

Непримиримость к общественным порокам, приспособленчеству, потребительству, борьба за высокие общественные идеалы воплощены в спектаклях «Два цвета» А. Н. Зака и И. К. Кузнецова (1959), «Четвертый» К. М. Симонова (1961), «Без креста» В. Ф. Тендрякова (1963), «Пятая колонна» Э. Хемингуэя (1962), «Голый король» Е. Л. Шварца (1960).

В 1966 г. театр впервые обратился к русской классике. Роман И. А. Гончарова «Обыкновенная история» в инсценировке Розова и постановке Волчек имел большой успех.

К 50-летию Октября театр осуществил постановку трилогии, посвященной основным этапам освободительной борьбы в России: «Декабристы» Л. Г. Зорина, «Народовольцы» А. П. Свободина, «Большевики» М. Ф. Шатрова.

В 1970 г., возглавив МХАТ, ушел из «Современника» его основатель и руководитель О. Н. Ефремов. По мысли Ефремова, театр, возникший из недр МХАТа и наследовавший его творческий метод, должен был прекратить самостоятельное существование и вернуться в МХАТ как составная часть его труппы. Эта идея бурно обсуждалась и большинством коллектива «Современника» была отвергнута. Вслед за своим учителем О. Н. Ефремовым из театра ушла группа актеров. Новым руководителем театра была избрана Г. Б. Волчек. «Совеременник» остался верным избранному пути. Он расширил творческие контакты. На афишах появились имена А. В. Вампилова («Провинциальные анекдоты», 1976), В. М. Шукшина («А поутру они проснулись», 1977), А. И. Гельмана («Обратная связь», 1977; «Наедине со всеми», 1982), М. М. Рощина («Валентин и Валентина», 1971; «Эшелон», 1975; «Спешите делать добро», 1980; «Близнец», 1986), А. М. Галина («Восточная трибуна», 1983; «Стена», 1987; «Звезды на утреннем небе», 1988) и других.

Театр создает спектакли на основе прозы К. М. Симонова («Из записок Лопатина», 1974; «Мы не расстанемся с тобой», 1979), Б. Л. Васильева («Не стреляйте в белых лебедей», 1976), Г. Я. Бакланова («Навеки — девятнадцатилетние», 1985), Ч. Айтматова («Плаха», 1987) и других.

Он обращается к русскому классическому наследию. Спектакли «Балалайкин и К°» по М. Е. Салтыкову-Щедрину (1973), «На дне» М. Горького (1968), «Чайка» (1970), «Вишневый сад» (1976), «Три сестры» (1982) А. П. Чехова, «Ревизор» Н. В. Гоголя (1983) помогают зрителю осознать свое место в истории, подчеркивают связь классики и современности.

В репертуаре театра произведения зарубежных авторов — У. Шекспира, А. де Мюссе, Л. Пиранделло, Д. Осборна, Э. Олби, А. Миллера.

В 1970 г. началась реконструкция площади Маяковского. Здание театра снесли, и «Современник» переехал на Чистопрудный бульвар, 19а, в здание, где раньше помещался кинотеатр «Колизей».

В «Современнике» выросло не одно поколение замечательных актеров, получивших широкую известность работами в театре, кино, на телевидении. Сейчас в труппе театра В. И. Гафт, Н. М. Дорошина, Кваша, А. Б. Покровская, Толмачева, Л. М. Ахеджакова, А. А. Вокач, Т. В. Дегтярева, Л. И. Иванова, Л. И. Крылова, Е. Г. Козелькова, Е. Ю. Миллиоти, М. М. Неелова, В. Ю. Никулин, Г. М. Соколова, Г. А. Фролов, А. Н. Леонтьев, М. М. Хазова, Г. Л. Петрова, В. М. Хлевинский, М. В. Жигалов и другие.

В 1987 г. «Современник» принял решение организовать при театре молодежную театр-студию «Современник». Ядром студии послужил выпускной курс Школы-студии МХАТа, который самостоятельно подготовил спектакль «Пощечина» (по произведению Ю. К. Олеши).

Режиссер этого спектакля М. О. Ефремов стал художественным руководителем театра-студии. Помимо «Пощечины» в репертуаре «Современника-2» «Седьмой подвиг Геракла» М. М. Рощина, «Театральный сезон» (состоит из двух пьес: «Снег» А. А. Образцова и «Эскориал» М. де Гельдерода), «Тень» Шварца.

Сегодня «Современник» — один из самых популярных театров страны. Зрительскую любовь он завоевал гражданской и художественной честностью, умением слышать и выражать время. О чем бы ни говорил театр, он пытается пробудить в человеке активную жизненную позицию, привить вкус к правде — и в жизни, и на сцене.