Творческие союзы театральных деятелей

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

В 1883 г. в Петербурге по инициативе М. Г. Савиной, актрисы петербургского Александринского театра (ныне Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина), возникло филантропическое «Общество для пособия нуждающимся артистам». Его учредителями стали актеры В. Н. Давыдов и Н. Ф. Сазонов, писатель Д. В. Григорович, историк А. А. Краевский. Конец XIX в. — время бурного развития предпринимательства в сфере театрального дела. После отмены государственной монополии на театр возникло множество частных театров в провинции и столице. Актеры, разбросанные по всей России, часто находились в бедственном положении, не имея защиты от произвола антрепренеров (содержателей частных театров). С благородной целью помощи нуждающимся и было создано первое общество сценических деятелей. Однако уже в 1896 г. оно было преобразовано в Русское театральное общество (РТО). Его основной задачей стало «содействие всестороннему развитию театрального дела в России».

Исходя из главной своей цели, РТО развернуло широкую деятельность. Общество защищало интересы театров перед цензурой, добиваясь порой снятия запрета с пьес; создало комиссионный отдел по репертуарной части, который высылал театрам пьесы, передавал их в цензурный комитет. Средства общества складывались из пожертвований, членских взносов, сборов от спектаклей, проводимых в День актера, специальных представлений и вечеров. Определенные денежные средства шли на материальную помощь престарелым и нуждающимся актерам.

В 1897 г. состоялся Всероссийский съезд сценических деятелей — первый профессиональный съезд творческих работников театрального искусства. Со всей России съехались в Москву актеры, писатели, композиторы, антрепренеры. Главным был вопрос о «современном положении театрального дела в России, о его потребностях и нуждах». Серьезные дискуссии вызывали проблемы общедоступности театра, литературных достоинств репертуара, установления общих правил для театральных предпринимателей. В дальнейшем РТО неоднократно созывало делегатские съезды.

Постепенно в системе РТО возникали «дочерние» общественные организации. Так, в 1905 г. Ф. И. Шаляпин, А. И. Южин, В. Ф. Комиссаржевская и В. П. Далматов организовали «Союз сценических деятелей», который должен был содействовать поднятию уровня современного театрального искусства. Однако вскоре «Союз» отошел от намеченных задач и стал в основном заниматься бытовыми и правовыми делами.

После Великой Октябрьской социалистической революции деятельность РТО получила широкий размах и была тесно связана с развитием советского театра. В 1932 г. РТО стало называться Всероссийским театральным обществом (ВТО). Его творческие кабинеты оказывали постоянную помощь театрам. Актеры и режиссеры занимались в семинарах и лабораториях. Практически все режиссеры периферийных театров прошли школу мастерства в лабораториях ВТО. Художники по свету, гримеры, бутафоры встречались в Театрально-декорационном кабинете, который всегда всемерно способствовал развитию этих театральных профессий, проводил выставки театральных художников. Решало ВТО и социально-бытовые вопросы.

Время поставило перед театральными деятелями новые задачи. Их уже не могла удовлетворить работа ВТО. Им нужен был творческий союз, который имел бы равные права с государственными органами культуры в решении всех вопросов жизни советского театра. В 1987 г. на XV съезде ВТО это общество было реорганизовано в Союз театральных деятелей, и XV съезд стал Учредительным съездом Союза театральных деятелей (СТД) РСФСР; председателем его был избран М. А. Ульянов.

Ныне творческие союзы созданы во всех республиках. Организован Союз театральных деятелей СССР, возглавляемый К. Ю. Лавровым. СТД СССР координирует деятельность всех республиканских союзов, осуществляет международные связи театральных деятелей, проводит всесоюзные фестивали, смотры и т. д.

Какова структура СТД? Секретариат СТД обсуждает насущные проблемы советского театра, добивается исполнения своих решений органами культуры. В составе Союза постоянно действуют возглавляемые секретарями комиссии: по театральному эксперименту, режиссерская, актерская. Деятельность СТД многообразна: охвачены все сферы жизни театра, налажены контакты со многими международными театральными организациями, созданы экспериментальные театральные мастерские, объединение «Союз-театр», новое издательство, устраиваются фестивали, конкурсы, образована конфликтная комиссия по творческим спорам и т. п. Многое еще предстоит сделать вновь созданным творческим организациям — Союзам театральных деятелей.