ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье, где за оградой стоит здание Третьяковской галереи, знают не только москвичи. Третьяковская галерея входит в духовную жизнь советских людей с детских лет. Чтобы увидеть бесценные сокровища национального искусства, в галерею едут со всех концов нашей страны люди всех профессий, разных поколений, взрослые и дети. Это крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий мировую известность. Третьяковская галерея стала поистине народным музеем.

Основателем галереи был московский купец Павел Михайлович Третьяков (1832—1898) — человек широко образованный, страстный коллекционер. На протяжении многих лет он тщательно и любовно собирал картины русских художников. В 1872 г. Третьяков начал постройку первых залов будущей галереи, пристраивая их к дому в Лаврушинском переулке, где он жил сам. Позднее, в 1902 г., фасад дома был реконструирован в русском стиле по проекту художника В. М. Васнецова. В 1892 г. Третьяков осуществил свою заветную мечту — передал собранную им богатую коллекцию и коллекцию младшего брата С. М. Третьякова в дар Москве. К этому времени собрание Третьякова насчитывало около 2 тыс. картин. Торжественное открытие галереи состоялось 16 мая 1893 г.

После Октябрьской революции начался новый этап в жизни галереи. В 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет о ее национализации. В память о больших заслугах П. М. Третьякова перед русским искусством декрет оставлял имя основателя в названии галереи. В первые годы Советской власти в Третьяковскую галерею поступило много произведений русских мастеров XVIII — начала XIX в. Был создан отдел русского искусства этого периода, а также отдел древнерусского искусства.

В Третьяковской галерее сосредоточено первоклассное собрание древнерусской живописи XI—XVII вв. Среди шедевров этого раздела — мозаика с изображением Димитрия Солунского, прославленная «Троица» Андрея Рублева, творения выдающегося мастера XV в. Дионисия и многие другие известные памятники Древней Руси, в которых воплотились народные представления о мире, природе, добре и зле, подвигах, мудрости и материнской любви.

Здесь можно увидеть произведения талантливейших художников XVIII — первой половины XIX в. — И. Никитина, А. Антропова, Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, О. Кипренского, В. Тропинина, в творчестве которых портрет утвердился как один из ведущих жанров русского искусства.

Огромный зал галереи отведен прославленному русскому художнику А. Иванову, его знаменитой картине «Явление Христа народу» и замечательным, полным жизни итальянским этюдам. А рядом блестящие портреты К. Брюллова.

Покоряют своей скромной, тихой поэзией, ярко национальным колоритом произведения А. Венецианова, художника, впервые раскрывшего лирику русской природы, создавшего проникновенные образы русского крестьянства. Широко показано творчество П. Федотова, талантливого жанриста, основоположника критического реализма в русском искусстве.

Наиболее прославленная и самая полная коллекция русской реалистической живописи второй половины XIX в. — картины В. Перова, И. Прянишникова, И. Крамского, Н. Ге, В. Маковского, Н. Ярошенко, В. Васнецова, В. Верещагина, В. Сурикова, И. Репина, В. Серова, пейзажистов — А. Саврасова, Ф. Васильева, И. Шишкина, А. Куинджи, В. Поленова, И. Левитана и многих, многих других. Искусство передвижников, с которыми тесными узами был связан П. Третьяков, представлено в галерее лучшими творениями, составляющими гордость собрания, позволяющими осознать всю силу и своеобразие русской национальной школы (см. Русское искусство XVIII — начала XX в., Передвижники).

Шедевры русской живописи второй половины XIX в.— «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Портрет Достоевского» В. Перова, «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» В. Сурикова, «Крестный ход в Курской губернии». и «Не ждали» И. Репина, «Владимирка» и «Март» И. Левитана, «Девочка с персиками» В. Серова стали неотъемлемой частью культурного наследия советских людей, как и прославленные творения русской литературы, русской музыки.

В галерее полно и разносторонне представлено искусство конца XIX — начала XX в. полотнами таких художников, как М. Врубель, К. Коровин, Ф. Малявин, В. Борисов-Мусатов, А. Бенуа, М. Добужинский, К. Сомов, Б. Кустодиев, А. Головин, С. Жуковский, А. Рябушкин, Л. Туржанский. Здесь собраны произведения представителей самых разных направлений — от поздних передвижников (А. Архипов, В. Бакшеев, Н. Касаткин, С. Иванов) до художников «Мира искусства», «Бубнового валета», Союза русских художников и других художественных объединений тех лет.

Наряду с собранием русской живописи в галерее имеется первоклассное собрание русской графики — рисунков, акварелей, миниатюр, а также скульптуры, в частности Ф. Шубина, И. Мартоса, М. Козловского, М. Антокольского, С. Конёнкова, П. Трубецкого и других.

В 1932 г. в Третьяковской галерее был открыт отдел советского искусства. Здесь одно из самых полных собраний советской живописи, скульптуры и графики, среди которых ставшие советской классикой произведения Н. Андреева, И. Бродского, С. Герасимова, А. Голубкиной, И. Грабаря, М. Грекова, Б. Иогансона, Д. Кардовского, П. Кончаловского, П. Корина, Н. Крымова, П. Кузнецова, С. Лебедевой, С. Малютина, А. Матвеева, А. Остроумовой-Лебедевой, К. Петрова-Водкина, А. Пластова, А. Рылова, Г. Ряжского, А. Самохвалова, В. Фаворского, Е. Чепцова, И. Шадра, К. Юона.

Отдел включает в себя и лучшие произведения мастеров национальных республик. Достаточно назвать имена П. Александравичуса, А. Жмуйдзинавичуса, И. Зариня, Э. Окаса, Т. Салахова, М. Сарьяна, У. Тансыкбаева, Т. Яблонской и многих других, чтобы представить себе, как многообразен, широк и талантлив коллектив советских художников, чьи произведения украшают залы советского искусства Третьяковской галереи.

Галерея постоянно пополняет собрание советского искусства, приобретая произведения ведущих советских художников всех поколений.

Третьяковская галерея — крупнейший центр в стране, где на научной основе осуществляется пропаганда лучших произведений русского и советского изобразительного искусства, ведется огромнейшая работа по эстетическому воспитанию народа. Сотрудники галереи читают специальный цикл лекций для детей, проводят встречи с художниками.

Произведения Третьяковской галереи побывали во многих странах мира и всегда пользовались огромным успехом у зарубежных зрителей.

Советское правительство и Коммунистическая партия многое сделали и делают для развития советского искусства, для полнокровной жизни Третьяковской галереи. В годы Советской власти она превратилась в музей мирового значения, который воспитывает, вдохновляет, приобщает к русскому изобразительному искусству все новые и новые поколения людей.