ТЕМПЕРА

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Темпера (от латинского глагола «темпераре» — «смешивать») — один из наиболее древних видов техники живописи, а также краски, связующее которых представляет собой природную или синтетическую эмульсию. По составу эмульсии различают виды темперы: яичную, казеиново-масляную, поливинилацетатную и др. (см. Краски, Связующее вещество).

Яичная темпера была основным видом техники живописи вплоть до XV—XVII вв., когда европейские художники перешли к работе масляными красками. В иконописи Древней Руси яичная темпера служила незаменимым материалом. Ею написаны иконы Феофана Грека, Андрея Рублева, Симона Ушакова (см. Иконопись, древнерусская иконопись).

Традиции древнерусских иконописцев продолжают современные мастера Палеха, прославившиеся миниатюрами, выполненными в этой технике (см. Лаковая миниатюра).

Темперой пишут на бумаге, картоне, холсте, дереве, пользуясь щетинными, колонковыми или беличьими кистями. Краски наносят тонким слоем, как в акварели, или плотно, корпусно. Высохнув, они не боятся воды, и поэтому их применяют не только в станковой, но и в монументальной живописи, а также в оформительских работах. Произведения, написанные темперными красками, имеют матовую поверхность.

Темперой выполнены многие работы русских и советских художников. Это, например, произведения В. А. Серова («Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?», «Петр I», портреты И. А. Морозова, Г. Л. Гиршман), В. Э. Борисова-Мусатова («Водоем»), Б. М. Кустодиева («Купчиха»), Д. Д. Жилинского («Гимнасты СССР»).