СОЛЬФЕДЖИО

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Словом «сольфеджио» называется учебный предмет, посвященный развитию музыкального слуха. В основе сольфеджио лежит пение с называнием звуков. Отсюда произошло и само слово: оно образовалось из сочетания двух слогов — «соль» и «фа» (в странах английского языка предмет так и называется — «соль-фа»). Истоки сольфеджио уходят далеко в глубь веков — в музыкальную культуру Древнего Египта, Китая, Греции, где большое внимание уделялось обучению мальчиков пению. Основным в занятиях обычно было разучивание мелодий по слуху и пение их наизусть. Ритм и изменения высоты звуков учитель указывал условными движениями руки и пальцев (это называлось хейрономией), а также мимикой и движениями головы.

Следующий этап в развитии сольфеджио наступает с возникновением нотного письма (см. Нотная запись).

Начиная с эпохи Возрождения значение сольфеджио как предмета, связанного с практическим музицированием, непрерывно возрастает. С обогащением средств музыкального языка и развитием инструментальной музыки расширяются границы сольфеджио. Создаются специальные упражнения на изучение ритма, тональностей, интервалов и аккордов. Появляются различные методы их практического освоения. Они объединяются двумя основными системами сольфеджио — абсолютной и относительной. В последней, имеющей более древние традиции, при пении слоговые названия звуков не связываются с одной определенной высотой (например, слогом «до» может обозначаться любой звук). При этом вместо нот и нотных линеек применяются ручные знаки (по типу хейрономии), буквенные и цифровые обозначения звуков в ладу, а также слоговые обозначения ритмических длительностей. С XIX в. эта система распространилась во многих странах (Англии, Франции, Германии и др.), получив множество различных вариантов. Сейчас она широко используется в Венгрии, а в нашей стране — в республиках Советской Прибалтики. Относительной системой нередко пользуются в начальный период обучения в музыкальной школе. Дальнейшее же обучение, связанное с инструментальной игрой, основывается на абсолютной системе, где каждый звук в пении называется так же, как и соответствующий ему звук на инструменте.

Понимать музыкальный язык разных эпох и стилей можно лишь путем всестороннего воспитания музыкального слуха. Он есть у каждого человека, но не у всех одинаковый. Некоторые обладают абсолютным слухом, т. е. способностью определять и воспроизводить точную высоту звуков. Слух может быть и относительным, его надо развивать с детства. Сегодняшнее сольфеджио — предмет, включающий пение по нотам и упражнения, направленные на развитие чистой интонации, чувства ритма, музыкальной памяти (запоминание на слух мелодий и созвучий), а также навыков нотной записи звучащей музыки (музыкальный диктант).

Слово «сольфеджио» имеет и другое значение. Так называют упражнение для вокалистов (часто с инструментальным сопровождением), которое исполняется с называнием нот.