Симфоническая музыка

Материал из Юнциклопедии
(перенаправлено с «СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»)
Перейти к: навигация, поиск

Симфоническая музыка — одна из основных, важнейших областей музыкального творчества. Как показывает её название, симфоническая музыка связана прежде всего с исполнительским составом, для которого она предназначена, — симфоническим оркестром. Он объединяет инструменты разных групп и дает композитору богатейшую палитру звуковых красок, выразительных средств для воплощения своих замыслов.

Симфоническая музыка охватывает почти все инструментальные жанры — от многочастных произведений до небольших пьес. На первом месте здесь симфония. Содержательность и масштабность симфонии во многом связаны с её строением: как правило, она состоит из четырех контрастных частей, объединенных в единую по замыслу циклическую композицию.

Циклическое строение свойственно и другим жанрам симфонической музыки, например многочастным инструментальным пьесам — дивертисменту или серенаде, к которым часто обращался В. А. Моцарт. В этих сочинениях внутреннее строение цикла бывает более свободным, чем в симфониях.

В XIX в. симфоническая музыка становится господствующей областью композиторского творчества. Симфонический оркестр обогащается, в него вводятся новые инструменты (арфа, челеста и др.). Управление оркестром усложняется, и постепенно формируется профессия дирижера, всецело сосредоточенного на руководстве исполнением, на воссоздании художественного замысла композитора.

Появление программной музыки значительно расширило область симфонической музыки. Возникли новые жанры — симфоническая поэма, концертная увертюра, симфоническая фантазия. Все они довольно близки друг другу. Литературная программа воплощается в них или обобщенно, как, например, в симфонических поэмах Ф. Листа «Тассо. Жалоба и Триумф», «Прелюды», в увертюре-фантазии «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского, или детально. В этом случае музыка «изображает» движение сюжета: так происходит в «Дон Кихоте», «Веселых проделках Тиля Уленшпигеля» и других поэмах Р. Штрауса. В отличие от симфонии поэма и фантазия всегда одночастны.

Новую жизнь обретает сюита. Наряду с непрограммными большое распространение получают сюиты, составленные на основе оперы, балета или музыки к драматическому спектаклю. Такие произведения, как «Рассвет на Москве‑реке» (вступление к «Хованщине» М. П. Мусоргского), часто исполняются как самостоятельные концертные пьесы. В XX в. появляются сюиты на основе музыки к кинофильмам — «Поручик Киже» С. С. Прокофьева, «Гамлет» Д. Д. Шостаковича.

Разные типы симфонической музыки связаны также с национальными школами. Так, в русской музыке широко распространились одночастные программные произведения. Их основоположник — М. И. Глинка. «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» стали первыми классическими сочинениями в русском симфонизме. Живописны и образны симфонические картины «В Средней Азии» А. П. Бородина, «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, «Весна» А. К. Глазунова и др. Позднее, наряду с программными увертюрами, фантазиями, поэмами, расцвел жанр симфонии. Все виды симфонической музыки активно развиваются советскими композиторами.

Симфоническая музыка оказала сильное воздействие на другие жанры. Термин «симфонический» стал обозначать особую развернутость, значительность композиции. Таковы «Симфонические этюды» Р. Шумана — большой вариационный цикл для фортепьяно, масштабы и содержательность которого не уступают оркестровым сочинениям. В широком смысле говорят о принципе симфонизма, не ограниченного жанровыми рамками. Симфонизм подразумевает философскую значительность замысла, широту и многосторонность его воплощения, внутреннюю цельность и единство развития, глубину идейного содержания произведения.