САНГИНА

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Слово «сангина» происходит от латинского «сангвинеус» — «кроваво-красный». Так называют карандаши без оправы, изготовленные из каолина и окислов железа, а также технику рисунка этими карандашами. В древности в качестве красочного материала применяли обычную минеральную охру, окрашенную окислами железа в красный цвет, по своему составу близкую обычной сангине. В эпоху Возрождения в Италии охру смешивали с другими красителями, прежде всего с так называемой сиенской землей красновато-коричневого цвета, полученную смесь пережигали и получали светлые, темные или фиолетово-красные сангины (их цвет зависел от того, сколько времени смесь находилась в огне). Художники эпохи Возрождения ценили сангину за ее живописность, способность смягчать острые контрасты на бумаге, особенно в затененных местах рисунка. Во время работы сангиной ее можно смачивать и тем самым разнообразить толщину и плотность штриха.

Теплый красно-коричневый тон сангины, близкий телесному тону, возможность легко удалять неудачные штрихи привлекли к технике сангины многих замечательных мастеров. Сангиной исполнены портреты Леонардо да Винчи, П. П. Рубенса, бытовые сцены А. Ватто, Ж. Б. С. Шардена, пейзажи О. Фрагонара. В искусстве XIX—XX вв. сангина употребляется довольно редко.