Русская православная церковь

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Общепринятой датой введения христианства как государственной религии на Руси считается 988 г., когда крестился великий киевский князь Владимир и его дружина. Однако обращение русских в христианство началось раньше. Сохранились свидетельства о крещении части руссов в 860 г.; русские христиане упоминаются и в договоре Руси с греками 945 г.; христианство приняла княгиня Ольга во время своего визита в Константинополь в 957 г.

Стремясь заменить славянский языческий пантеон авторитетной монотеистической (единобожие) религией, князь Владимир, по свидетельству летописного рассказа, выбирал между иудаизмом, принятым в соседней Хазарии, исламом, известным через Волжскую Булгарию, западным христианством (Римом), в то время еще официально не отделившимся от православия, и Византией — «греческим» христианством.

Христианская община объединялась обычно у какого-либо храма, где происходило богослужение. Храмы часто назывались церквами. Прежде чем продолжить рассказ о русской православной церкви, остановимся на том, что собой представляет храм. Его главная часть — алтарь, где находится престол — четырехугольная подставка, на которой совершается таинство евхаристии — причащения. Алтарь отделяется от остальной части храма перегородкой — алтарной преградой, она с конца XIV в. превращается в иконостас, стену, состоящую из икон, с дверями, ведущими в алтарь, — царскими вратами. Центральную часть иконостаса занимает «деисусный» чин (ряд икон, где изображены Иисус Христос и обращенные к нему с молитвой Богоматерь и Иоанн Предтеча; само слово «деисус» означает «моление»).

Слово «икона» переводится как «образ» и в русской церкви рассматривается не как изображение Божественного, а как символ, несущий на себе частицу Божественной силы.

В общину верующих, приход, входили жители нескольких близлежащих к храму деревень или городских улиц. Возглавлял приход священник (поп, иерей), через специальное церковное посвящение в сан получивший право служить на главной церковной службе — литургии (или обедне) и совершать основные христианские таинства и обряды. В церковном богослужении участвовали также дьяконы и певчие (хор) — клирошане (клирос — место для хора в храме). Все церковнослужители составляли причт храма.

Роль прихода в русской православной церкви в повседневной жизни мирян была очень велика, особенно в крестьянской среде, где приход часто совпадал с миром — крестьянской общиной. Сельские церкви в основном строились на средства прихожан, которые заботились о наличии у храма необходимых для службы утвари и книг, содержали церковный причт или отводили обеспечивавшие ему пропитание земли. На Руси довольно долго существовал обычай выбора священников и церковных служителей из своей среды (на русском Севере он сохранился до XVIII в.).

Храм был центром не только религиозной, но и мирской жизни. В церковных трапезных проводились крестьянские сходы, здесь же хранились общинная казна и документы. Суточный круг православного богослужения (он включает в себя семь служб) совершался в них полностью священниками данного собора и близлежащих церквей (в приходских храмах провести это было трудно, поскольку требовалось большое число церковнослужителей). Соборный клир осуществлял контроль за «благочинием» и нравственностью остального духовенства. Особая роль здесь принадлежала протопопам (старшим священникам). Сохранились свидетельства, что соборный клир играл определенную роль в выборе и назначении священников и даже епископов, выступал как юридическое лицо в имущественных сделках, предпринимаемых храмом.

Приходы (городские и сельские) и храмы занимались также благотворительностью — содержанием вдов и сирот, калек («убогих»), странников («калики перехожие»), на что церковь и община выделяли часть доходов. Несколько приходов объединялись в особую область (епархию), называвшуюся епископством, несколько епископств — в архиепископство, затем в митрополию во главе с митрополитом. Русская церковь возникла по инициативе государства, и процесс создания епархий также шел при активном участии светской власти.

С самого начала своего существования русская церковь подчинялась константинопольскому патриарху, выбиравшему по своему усмотрению митрополита. Первоначально русскими митрополитами и священниками были греки (так на Руси называли выходцев из Византии). Первый русский митрополит появился в 1051 г., в правление Ярослава Мудрого. Это был Иларион, вошедший в историю русской культуры как автор «Слова о законе и благодати». Разделение церквей на православную и католическую, а также смерть Ярослава Мудрого в 1054 г. привели к тому, что на Руси вновь появились митрополиты-греки.

Большую роль в решении жизненно важных для церкви вопросов играли соборы, где собирались все русские епископы. На соборе 1448 г. рязанский епископ Иона был поставлен митрополитом без согласия константинопольского патриарха. С этого момента начался период фактической самостоятельности (автокефальности) русской православной церкви. Однако ее удалось добиться путем утраты части юго-западных и западных епархий, оказавшихся на территории Литвы и Польши. Необходимость самостоятельности объяснялась тем, что русские отказались принять решения Флорентийского собора 1439 г., когда православная церковь согласилась на объединение с католической при условии первенства римского патриарха (римского папы). Юридической автокефалии русская церковь добилась только благодаря Борису Годунову, когда на соборе в 1589 г. в Москве константинопольский патриарх Иеремия II поставил патриархом Московским и всея Руси митрополита Иова. Патриарх руководил жизнью церкви до реформ Петра I, который в 1701 г. фактически, а с опубликованием Духовного регламента в 1721 г. и юридически упразднил патриарший престол. С этого времени деятельностью церкви управлял коллективный орган — Святейший синод, состоявший из нескольких церковных иерархов во главе со светским лицом — обер-прокурором. Восстановление патриаршества в России совпало с октябрьскими событиями 1917 г. Решение о возрождении патриаршества было принято Поместным собором летом 1917 г., избравшим в ноябре патриархом Московским и всея Руси Тихона. Все священнослужители русской православной церкви разделялись на «черное» и «белое» духовенство. К «черному» духовенству относились монахи и высшие священнослужители — архиереи. Иерархами (патриархами, митрополитами, архиепископами) могли быть только принявшие монашеский постриг, т е. давшие обет безбрачия, послушания и нестяжания. Простые священнослужители («белое» духовенство), напротив, не могли стать священниками, если они не были женаты.

В Древнерусском государстве церковь содержалась киевским князем, выделявшим ей, по установлению князя Владимира Святого, десятую часть доходов (как от дани, так и торговых пошлин). Начиная с XII в. церковь стала приобретать земли, получила возможность.самостоятельно торговать и иметь доходы от промыслов (в частности, солеваренных). Кроме того, на протяжении всего своего существования она получала доходы от исполнения церковных треб — крещения, отпевания, венчания и т. д. В средневековой Руси важным источником существования церквей и монастырей были «вклады по душе» — дары мирян с условием регулярного поминовения усопших родственников или самого дарителя. В средние века рост церковных и монастырских владений вызвал обеспокоенность светской власти, однако решительные меры по изъятию земельных владений церкви были приняты лишь в начале 60-х гг. XVIII в., когда осуществилась секуляризация (изъятие) церковных земель и они вновь переводились на содержание государства.

В XIX в. в своде законов Российской империи русская церковь признавалась «первенствующей и господствующей». Более 70% всего населения империи были православными, и принадлежность к православию являлась одной из важнейших черт принадлежности национальной. Русский прежде всего православный христианин. Тот же свод законов называл русского царя «верховным защитником и хранителем догматов веры и блюстителем правоверия».

Одним из первых декретов советской власти был декрет от 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви. Формально он осуществлял либерально-демократические требования свободы совести, на практике же давал право на преследования служителей церкви и активных прихожан. Так, в начале 20-х гг., используя в качестве повода голод в Поволжье, большевики осуществили массовое изъятие церковной утвари, необходимой для богослужения, сознательно стремясь тем самым вызвать активное противодействие со стороны священников и прихожан, а затем расправиться с ними. В 30—50-е гг. массовые репрессии проводились по отношению к церковной иерархии, монахам и рядовым верующим. Значительная часть русских епископов прошла через лагеря и ссылки. Часто в качестве тюрем использовались бывшие монастыри. Одним из таких центров системы «лагерного перевоспитания» был Соловецкий монастырь.

Во время Великой Отечественной войны Сталин, стремясь использовать патриотические чувства верующих, предпринял ряд мер, улучшивших положение русской православной церкви. В частности, было разрешено провести выборы патриарха. Им в 1943 г. стал Сергий (Старгородский). Во времена хрущёвской «оттепели» по отношению к церкви вновь начались репрессии: закрылись открытые при Сталине храмы и монастыри, а христианское учение признавалось несовместимым с идеями социализма.

В настоящее время русской православной церкви возвращены все ее права. Восстанавливаются и действуют разрушенные храмы и церкви, строятся новые. Верующие могут открыто посещать службы, отмечать церковные праздники, а священники совершать обряды. Возрождаются монастыри. Службы, связанные с Рождеством Христовым и праздником Пасхи, проводимые при участии высшего духовенства во главе с патриархом Московским и всея Руси, транслируются по телевидению. Его резиденция находится в Даниловском монастыре в Москве.