Романтизм

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Романтизм — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII — 1-й половины XIX в. Он отразил неудовлетворенность широких общественных кругов результатами Великой французской революции 1789—1799 гг., сомнения в идеалах Просвещения и буржуазном прогрессе, остро критическое отношение к действительности. Все романтики считали, что существует непреодолимый, трагический разрыв между их представлениями и реальной жизнью. Человек в искусстве романтизма — в литературе, музыке, живописи, на сцене — всегда трагичен, он не приемлет действительность, находится в разладе с самим собой, он бунтарь и жертва. Романтические герои — натуры духовно богатые, которые не могут проявить себя в полной мере, ибо жизнь ставит им границы, незаслуженно изгоняег их из общества. Такой герой интересен для актеров, особенно если актеру близко его мироощущение. Романтический театр предусматривал лирическое самовыражение на сцене, бурное проявление чувств. Своих героев актеры-романтики находили и в современной драматургии и с романтической окраской исполняли классические роли, тем более что сюжеты многих классических драм были податливы для романтической трактовки, прежде всего драмы Ф. Шиллера и некоторые пьесы У. Шекспира. Конфликт с окружающим миром и полное неприятие его, противопоставление ему высшего, идеального мира, создаваемого творческим воображением художника, — основа мировоззрения романтиков. В течение нескольких десятилетий эти настроения определяли жизнь театра. Со сцены звучали пламенные призывы к свободе, к защите человеческого достоинства; рожденный послереволюционным временем романтизм был полон памяти о революции, отсюда — пафос протеста, негодующий и страстный, выраженный и в драматургии, и в актерском творчестве.

Романтизм в театре связан с именами поэтов Дж. Байрона и П. Б. Шелли, актера Э. Кина в Англии; драматургов В. Гюго и А. де Мюссе, актеров Фредерика-Леметра, П. Бокажа и М. Дорваль во Франции; поэтов и драматургов Г. Гейне, К. Гуцкова, Г. фон Клейста, актера Л. Девриента в Германии; драматурга Ф. Грильпарцера в Австрии. Мощный подъем романтической поэзии и театра пережила Польша, где это направление было представлено творчеством А. Мицкевича, Ю. Словацкого, Ц. К. Норвида, З. Красиньского. Особая ситуация сложилась в Италии, где романтизм наиболее ярко проявился в актерском творчестве (Э. Росси, Т. Сальвини) и продолжал жить и тогда, когда в других странах это движение пошло на убыль. В России черты романтизма отразились в драмах М. Ю. Лермонтова, произведениях писателей-декабристов, в игре П. С. Мочалова, в первую очередь в исполнении им роли Гамлета.

В 1827 г. во Франции была опубликована драма В. Гюго «Кромвель», предисловие к которой восприняли как манифест романтизма. Оно стало подлинной декларацией и одновременно бунтом против всего того, что мешало развитию театра и отрывало его от жизни. Эстетическая программа театрального романтизма — отрицание изживших себя систем и канонов; многие ее положения смыкались с реалистическими требованиями (см. Реализм). Это и понятно, так как борьба за реализм в искусстве и литературе началась почти одновременно с возникновением первых романтических произведений. Под словами Гюго «...драма есть зеркало, в котором отражается природа» могли подписаться сторонники реализма. Идейные и эстетические принципы романтизма в полной мере воплотились в драматургии Гюго, в таких его пьесах, как «Марион Делорм», «Эрнани», «Рюи Блаз», написанных в 20—30-е гг.

В созданиях актеров-романтиков, в их сценическйх образах действительно преобладала правда чувств, но эта правда была продиктована протестом против действительности. Актеры и драматурги — романтики не стремились разобраться в реальных обстоятельствах, они сами и их герои отметали эти обстоятельства, погружались в мир бурных переживаний, уходили в собственный внутренний мир, были заняты поисками утраченного идеала, обретая этот идеал либо в себе самих, либо в прошлом. В пафосе протеста содержалось прогрессивное зерно, но часто и у драматургов, и у актеров преобладали ноты протеста, реальная жизнь служила лишь поводом для выражения страданий и негодования.

После Июльской революции 1830 г. романтизм становится главным направлением в театральном искусстве. Зрителям драмы Гюго были близки своим демократическим пафосом, публика любила яркие образы главных героев, людей непримиримых и свободолюбивых. В театрах на бульваре Тампль выступали крупнейшие актеры-романтики. Их манера произнесения текста была лишена плавной напевности, характерной для традиционной французской школы, острой и порывистой стала пластика, выражение чувств отличалось крайней эмоциональностью. Ак-теры-романтики заставляли зрителей проникнуться чувством сострадания к своим персонажам, ощутить их стремление к борьбе, к изменению существующих условий жизни.

Английский театральный романтизм получил свое наиболее яркое воплощение в творчестве актера Эдмунда Кина (1787—1833), которому были близки поэзия Байрона, его мироощущение.

В немецком романтизме более всего заметна борьба прогрессивного и консервативного направлений. В творчестве Л. Тика эти противоречия сконцентрированы: его сказки для театра одновременно и стремление уйти в мир фантазий, и желание изобразить добрый, пестрый мир, живущий по истинно справедливым законам. Большое влияние на романтический театр оказало творчество Э. Т. А. Гофмана, хотя он не писал непосредственно для театра. Актер Людвиг Девриент (1784—1832) ратовал за интуитивное постижение образа и, подобно Кину, играл сильных личностей, находящихся в разладе с жизнью. Особенно близка была ему роль Франца Моора в «Разбойниках» Шиллера. Рисуя его как исчадие зла, актер заставлял зрителей проникнуться чувством ненависти к подобным людям (см. Немецкий театр).

Для русского театра в целом романтические тенденции не были характерны, русская актерская школа на протяжении всего XIX в. стремилась к реализму, основывалась на поисках жизненной правды. В. Г. Белинский в своей статье о Мочалове в роли Гамлета показал, как в игре этого актера сочетались романтические и реалистические черты. Романтическим пафосом проникнуто творчество таких актеров, как М. В. Дальский, Ю. М. Юрьев (Арбенин в драме «Маскарад» М. Ю. Лермонтова).

Романтический театр во многом подготовил сценический реализм. Актёры-романтики принесли на сцену свободную речь, выразительный жест. Они играли не только королей и вельмож, но и ремесленников, чиновников, крестьян, рабочих, правдиво передавали бурные, порожденные противоречивой действительностью страсти, напряженную, бьющуюся над сложными вопросами мысль, показывали на сцене неповторимое своеобразие каждого человека. Большое значение для театра имело и тяготение романтического искусства к национальной самобытности, интерес к национальным традициям, к истории.

В XX в. судьба романтической традиции в разных театральных культурах оказалась различной. Так, в Германии и Австрии элементы романтического стиля и мироощущения возродились в искусстве экспрессионизма, в творчестве актеров А. Моисси и Э. Дейча. Живой оказалась эта традиция для польского и итальянского театров. Романтический пафос определял и первые спектакли послереволюционного советского театра, отразился, в частности, в ряде высказываний А. М. Горького и А. А. Блока.