Роман

Материал из Юнциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Роман — крупный по объему и, как правило, прозаический жанр эпоса. Роману принадлежит важное место в современной литературе наряду с повестью и рассказом. При этом повесть является по отношению к роману «средней» по величине жанровой формой, а рассказ — «малой». В отличие от повести в романе основную организующую роль играет не манера повествования (см. Рассказчика образ), хроникальное и описательное изложение происходившего, а сюжет, развитие событий, которые относятся к большому периоду времени и позволяют полно показать целую человеческую жизнь, изобразить длительно протекающий процесс или сложное, многостороннее явление. Объемность и подробность романа особенно наглядно видны при сравнении с лаконичным и небольшим рассказом.

Объемность романа — количественный признак, который связан с его качественными особенностями: полнота обрисовки широкоохватывающего конфликта, развертывание масштабных событий на большом пространстве и в течение длительного времени («Тихий Дон», «Хождение по мукам») или весьма детализированное изображение явления, персонажа, проявлений и истории развития характера («Как закалялась сталь»). Особенность и преимущество жанра романа в том, что он позволяет во всей полноте и многообразии показать взаимоотношения человека и общества, место человека в мире. Благодаря объемности романа в него можно свободно включать обширные вставные истории и авторские отступления, письма и дневники, описания и сцены, драматические диалоги и стихотворные вставки: разнообразию содержания романа соответствует разнообразие формы, свободное использование самых различных способов выражения содержания.

Для отражения в широкой картине романа действительности одинаково пригодны сюжеты как хроникальные, так и концентрические. Хроникальными принято называть сюжеты, воспроизводящие в хронологической последовательности многообразные события (например, «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина). В концентрическом сюжете события объединены не просто временной очередностью, а более глубокой мотивировкой необходимости их совершения,

их связи (например, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина). Хроникальные сюжеты авантюрно-приключенческого типа преобладали на ранних этапах развития жанра в античном, рыцарском, плутовском романе. В наше время в сюжетах романов отражаются не столько внешние события, сколько «хроника» духовного развития героя («Как закалялась сталь» Н. А. Островского). Романисты нового времени свободно сочетают принципы хроникальности и концентризма, стремясь отразить четкую последовательность происходящего и реалистически раскрыть его внутренние причины.

Целостность колоссальным художественным картинам романов придают не только сюжетные сцепления, но в основном единство авторского подхода и понимания действительности, а отсюда и единство художественного отображения. Как указывал В. Г. Белинский, романист должен «…схватить ту точку этого дела, которая составляет центр круга этих событий, дает им смысл чего‑то единого, полного, целого, замкнутого в самом себе». Так, судьбы многочисленных персонажей «Войны и мира», картины семейного быта, военных действий, описания исторических событий, философские размышления — все это объединено единством мировоззрения, авторского понимания закономерностей действительности, смысла человеческого бытия. Исторически роман возник как жанр, которому предстояло заменить героический эпос древности («Илиада», «Махабхарата») в связи с тем, что потребовалось отображать уже не поступки богов и героев, а повседневную жизнь и судьбу обычных людей, раскрывать их индивидуальность. Роман — жанр нового времени, ему принадлежит важная роль в современной литературе, тогда как в период античности (см. Античная литература) он был одним из второстепенных жанров. Благоприятные условия для развития жанра возникли лишь в эпоху Возрождения (см. Возрождение), когда ломка религиозно-аскетических барьеров и феодальной иерархии способствовала повышению ценности и независимости личности, подъему её самосознания.

Расцвет романа наступает в XIX в., когда достигли зрелости и получили широкое распространение самые различные разновидности жанра: социальный, политический, исторический, философский, психологический, любовный, семейно-бытовой, приключенческий, фантастический. Совершенствуясь и осваивая достижения других жанров, роман XIX в. широко охватывает различные сферы жизни, критически раскрывает социальные условия бытия человека, глубоко разъясняет внутренний мир персонажей. Успешно, как никогда раньше, развивается психологический роман («Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Анна Каренина» Л. Н. Толстого), и в то же время создаются колоссальные эпопеи («Война и мир»).

В первых рядах прогрессивно развивающегося жанра романа XIX в. находились произведения русской литературы, глубоко народной и реалистической. Большой вклад в разработку формы жанра внесли А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов с их оригинальными романами «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени». И. С. Тургенев и М. Е. Салтыков-Щедрин создали замечательные образцы социального романа, тесно связанного с животрепещущими общественными вопросами, а Н. Г. Чернышевский — романа политического («Что делать?»); Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и другие русские писатели блестяще разработали искусство психологического анализа и отразили в своих произведениях напряженные этические и философские поиски века.

В конце XIX–XX в. роман продолжает успешно развиваться, но испытывает воздействие явлений, связанных с общим кризисом искусства при капитализме. Писатели, которые выражают интересы буржуазии, защищают интересы эксплуататорского меньшинства, следуют реакционным, антигуманным теориям, создают низкопробные подделки под произведения искусства. Художники, не способные увидеть выход из трагических противоречий капиталистического общества, воспринимают действительность как мир торжествующего зла, бессмысленного и непреодолимого. В результате в их романах появляются герои, которые утратили способность верить в идеалы и действовать во имя высоких целей. Эти недостатки отнюдь не доказывают кризиса и вырождения жанра, как пытаются утверждать некоторые зарубежные ученые и критики. Лучшее свидетельство тому — успехи прогрессивного зарубежного романа, и особенно романа в литературах стран социализма, и в нашей стране. В последние десятилетия созданы «Горячий снег», «Берег», «Выбор», «Игра» Ю. В. Бондарева, «Блокада», «Победа», «Неоконченный портрет» А. Б. Чаковского, «Буранный полустанок», «Плаха» Ч. Айтматова, «Тронка», «Твоя заря» О. Гончара, «Потерянный кров» Й. Авижюса, «Одна ночь», «Дождевые капли» П. Куусберга, «Судьба» П. Л. Проскурина,

«Вечный зов», «Тени исчезают в полдень» А. С. Иванова, «Пряслины», «Дом» Ф. А. Абрамова, «Соленая Падь», «Комиссия», «После бури» С. П. Залыгина, «Сибирь», «Грядущему веку» Г. М. Маркова, «Белые флаги», «Закон вечности» Н. В. Думбадзе, «Старик», «Время и место» Ю. В. Трифонова, «Годы без войны» А. А. Ананьева, «В списках не значился», «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Л. Васильева и многие другие романы.