Роды и виды литературы

Материал из Юнциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Роды литературные (эпос, лирика, драма) — обобщенные типы словесного художественного творчества, основные способы построения произведений, различающиеся соотношением мира и человека в создаваемых художниками картинах жизни.

Теория литературных родов, впервые намеченная древнегреческим философом Аристотелем в его трактате «Об искусстве поэзии» (IV в. до н. э.), прошла длительный путь развития, освещалась с разных научных и философских позиций. Иногда эта теория подвергалась сомнению и критиковалась теми, кто считал её чересчур схематичной, противоречащей реальному многообразию художественных произведений. Однако идея разделения литературы на роды выдержала испытание сомнением и отрицанием, поскольку она была не просто выдумана Аристотелем, а возникла как обобщение художественного опыта древнегреческой литературы (см. Античная литература), в котором три типа произведений имели свои особенности и свои периоды наибольшего расцвета.

В трудах немецкого философа Г. Гегеля идея трех родов получила философско-логическое обоснование. Эпос, по Гегелю, соответствует объективному началу творчества, лирика — субъективному, драма сочетает в себе объективность и субъективность. Иначе говоря, в эпических произведениях преобладает событие, в лирических — переживание, в драматических — действие. Позднее предлагалась еще такая иллюстрация гегелевской триады: лирика — первое грамматическое лицо, «я»; драма — второе лицо, «ты»; эпос — третье лицо, «он». Если эту иллюстрацию не понимать слишком буквально, она помогает уловить суть родовых различий: в лирике художник показывает мир через призму собственной личности; в эпосе повествует о людях и о мире как бы со стороны, с некоторой дистанции; в драме мир предстает как диалог разных людей.

В трактовке Гегеля идея трех родов приобрела большую разъясняющую силу, соединившись с общими диалектическими законами развития и познания. В России эта идея нашла плодотворное применение и продолжение у В. Г. Белинского, который воспринял её творчески и сумел найти обоснование наметившемуся в литературе XIX в. активному взаимодействию разных родов. Белинский увидел в этом процессе не упадок, не разложение классических форм, а их закономерное развитие. Он писал: «В наше время великий поэт не может быть исключительно эпиком, лириком или драматургом: в наше время творческая деятельность является в совокупности всех сторон поэзии».

Теория трех родов была в главной своей сути подтверждена и углубленными исследованиями в области исторической поэтики. Так, русский ученый А. И. Веселовский, изучавший законы зарождения индивидуального творчества в недрах фольклора, обнаружил и описал процесс выделения эпического повествования и лирических формул из древнейшей синкретической (т. е. словесно-музыкальной) хоровой поэзии, показал происхождение драмы из народных обрядов и культов.

Все это говорит о том, что тройственная система «эпос — лирика — драма» и логически, и исторически соответствует общим законам развития жизни и искусства. Поэтому мы и сегодня группируем все литературные произведения по трем родам, выделяя в каждом из них особые виды, которые ряд ученых именуют жанрами. К эпосу относятся виды: роман, повесть, рассказ, эпопея, сказка, басня и т. д.; клирике — ода, элегия, гимн, послание, песня, романс и т. д., как жанровая форма лирики в XIX–XX вв. воспринимается стихотворение; к драме — трагедия, драма, комедия. Некоторые виды имеют отношение сразу к двум родам, как, например, поэма, которая может быть и эпической, и лирической, и лиро-эпической.

Интенсивный процесс развития и взаимодействия литературных родов продолжается в поэзии, прозе и драматургии нашего столетия. Драма нередко приобретает черты лиризма («лирические драмы» А. А. Блока, М. И. Цветаевой) или эпичности («эпический театр» Б. Брехта, во многом подготовленный новаторскими открытиями А. П. Чехова и М. Горького)

Усиление эмоционально-субъективного начала в повести и рассказе поставило вопрос о лирической прозе. Все это не только не противоречит теории трех литературных родов, но более того — постоянно убеждает нас в том, что система литературных родов внутренне динамична, что каждый из них развивается и в поэзии, и в прозе. Выявляя соотношение эпического, лирического и драматического начал в творчестве конкретного писателя, в художественных исканиях литературных эпох и поколений, мы приближаемся к внутренней сути словесного искусства, глубже понимаем характер его взаимоотношений с действительностью.