Разоружение

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Одна из важнейших проблем современности, от решения которой зависят судьбы международного мира и безопасности, спокойное будущее и благосостояние людей. Это система мер, направленная на ликвидацию или реальное сокращение различных видов оружия. Содействуют осуществлению разоружения и мероприятия по ограничению и предотвращению гонки средств истребления человека, например: нераспространение ядерного оружия, прекращение его испытаний, неразмещение в различных средах и районах и т. д. Для того чтобы достигнуть подлинного разоружения, необходимо создать повсеместно демократические и миролюбивые государства, преодолеть юридическое неравенство граждан, решать исключительно мирными средствами различные споры и конфликты между странами и народами, уважать внутренние законы и международное право, а также моральные нормы.

Еще с глубокой древности предпринимались попытки запретить или ограничить применение оружия, которое считалось в тот или иной исторический период варварским и жестоким, причиняющим излишние страдания и боль. Например, отравление колодцев, использование различных ядов с незапамятных времен рассматривались как преступления, не совместимые с правилами ведения войны. «Война ведется оружием, а не ядом», — говорили римские юристы. По всей видимости, первым международным соглашением, запретившим использование отравленных пуль, был Страсбургский договор 1675 г., подписанный от имени короля Франции и германского императора.

Определенный вклад в более человечные методы и правила ведения войны внесла Россия. Так, в Санкт-Петербургской декларации 1868 г., участниками которой стали основные военные державы того времени, отмечалось, что единственная законная цель государств во время войны — ослабление военных сил неприятеля, а «употребление такого оружия, которое по нанесению противнику раны без пользы увеличивает страдания людей, выведенных из строя, или делает смерть их неизбежной, должно признаваться не соответствующим упомянутой цели». Международные соглашения, подписанные на созванных в Гааге в 1899 и 1907 гг. по инициативе России мирных конференциях, запрещают использование удушливых или вредоносных газов, ядов или отравленного оружия, а также разрывных пуль.

СССР один из первых стал участником Женевского протокола 1925 г. о запрещении применения на войне химического и бактериологического оружия.

С 1925 по 1959 г. не было достигнуто какого-либо успеха на переговорах по ограничению вооружений и разоружению, хотя они и велись довольно интенсивно в рамках Лиги наций, а затем в ООН и ее органах. Во времена массовых чисток, беззаконий и убийств разоружение было просто невозможным, а являлось лишь пропагандистской уловкой И. В. Сталина и его подручных. С одной стороны, сталинизм и его идеология не могли не пугать западных партнеров по переговорам, так как вряд ли они полностью верили руководству государства, охваченного тотальной подозрительностью в отношении своих же собственных граждан и захватившего целые страны и народы. С другой стороны, режим Сталина болезненно не доверял буржуазным странам.

Многие американские инициативы конца 40-х — начала 50-х гг. полностью отвергались СССР, хотя некоторые из них могли бы послужить основой для переговоров с целью достижения, например, соглашения об уничтожении ядерного оружия еще в то время, когда США были единственной ядерной державой и обладали всего несколькими небольшими атомными бомбами, с помощью которых вряд ли можно было бы шантажировать Советский Союз. Советские предложения в первые послевоенные годы и в последующий период были недостаточно продуманы, а подчас и являлись заведомо неприемлемыми. Сталинский режим, в частности, панически боялся проведения международного контроля на территории СССР, ибо иностранные инспектора неизбежно наделялись бы большими правами, чем дипломаты, и при осуществлении своих функций могли бы увидеть то, что им было не положено, например многочисленные концентрационные лагеря.

Страх международной инспекции передался и последующим лидерам Советского государства. Поэтому зашли в тупик переговоры о полном и всеобщем запрещении ядерных испытаний (в 60-х и в конце 70-х гг.), об уничтожении химического оружия (1976—1980), хотя соответствующие соглашения могли быть достигнуты еще в то время. Из-за вторжения советских войск в Афганистан не вступил в силу Договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений 1979 г. — фактически первая мера реального ядерного разоружения.

Постепенная демократизация нашего общества после XX съезда КПСС открыла путь к заключению пусть даже скромных, но имеющих определенное значение для человечества конвенций. Например, хотя Договор 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой не предотвратил наращивания ядерных арсеналов и качественного их совершенствования, но он существенно оздоровил окружающую среду. Особое значение имеет Договор 1968 г., благодаря которому в основном официально ограничивалось число держав, могущих создавать ядерное оружие. Это СССР, США, Великобритания, Франция и КНР. Известную ценность имели и другие международные соглашения. Однако не все они соблюдались сторонами, и гонка вооружений различных видов продолжалась нарастающими темпами.

Только с апреля 1985 г., с началом демократических преобразований в нашей стране, изменилось негативное отношение к международному контролю за соблюдением мер в области разоружения и сокращение военных потенциалов стало реальностью, особенно с 1992 г.

Подписанный в 1987 г. и вступивший в силу в 1988 г. Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности — первая в истории человечества реальная мера ядерного разоружения, изымающая из арсеналов великих держав два класса самого опасного и разрушительного оружия массового уничтожения. Действительно, все предыдущие соглашения и договоры, как двусторонние, так и многосторонние, лишь останавливали (да и то не всегда эффективно) гонку ядерных вооружений на некоторых направлениях. Новый договор носит принципиально иной характер. Согласно его положениям, уничтожено почти 3000 ракет средней и меньшей дальности, как развернутых, так и находящихся на складах. СССР ликвидировал примерно в 2,5 раза больше ракет, чем США, и, таким образом, он на практике руководствовался принципом разумной достаточности военных потенциалов государств, который был провозглашен М. С. Горбачевым в 1986 г. Договор не наносит ущерба безопасности ни одной из сторон.

Впервые в истории разоружения в договоре столь детально и обстоятельно регламентируются далеко идущие меры международного контроля. Инспекции осуществляются в течение 13 лет с момента вступления в силу соглашения на территории 8 европейских стран.

Заключены также советско-американские договоры о радикальном уничтожении химического оружия, стратегических наступательных вооружений и т. д. В июне 1992 г. Б. Н. Ельцин и Дж. Буш договорились о сокращении в 3 раза ядерных арсеналов России и США.

Стремление к разоружению, естественно, не означает, что следует вообще отказаться от вооружений и настаивать на утопическом предложении о всеобщем и полном разоружении. Для его реализации необходимы не только существенные изменения в международном праве, создание надежных гарантий безопасности всех государств от агрессии, но и глубокие изменения в сознании, психологии и мировоззрении людей, а также решение многих проблем, связанных с нестабильностью, национализмом, нищетой, неравенством и т. д. В настоящее время большая угроза миру исходит от некоторых антидемократических развивающихся стран (например, Ирака), действия которых можно сдерживать только с помощью оружия.