Просветительство в России

Материал из Юнциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Впервой половине XVIII в. в Западной Европе сложилось новое культурное явление — Просвещение. Оно представляло как бы целое мировоззрение, которое разделяли десятки знаменитых литераторов и философов Франции, Голландии, Англии, Германии, Италии и сотни менее известных их последователей. В исторических, политических трудах, в романах, поэмах и пьесах просветители пропагандировали идеи о том, что человек есть самое ценное на Земле, а его свобода важнее интересов государства, что все люди равны, невзирая на сословные различия, что общество нуждается в совершенствовании, что наука и просвещение играют самую важную роль в прогрессе общества и совершенствовании морали людей. Как подчеркивал французский писатель Ш. Л. Монтескье в ставшей знаменитой книге «О духе законов» (1748 г.), наилучшие законы в государстве должны быть не произвольными распоряжениями монархов, а подчиняться интересам людей и законам общества. В своих исторических трудах, особенно в «Опыте всемирной истории» (1739–1751 гг.), французский поэт и писатель Вольтер отмечал положительное влияние на общественный прогресс действий правильных, «просвещенных» монархов — Людовика XIV, Петра I и других, заботящихся об экономике, культуре и просвещении своих стран. В сочинении другого французского писателя — Ж. Ж. Руссо «Об общественном договоре» говорилось, что государственная власть основана на согласии граждан между собою и не может действовать во вред им, в противном случае её надо менять. Группа ученых и философов под руководством математика Ж. Д'Аламбера и философа Д. Дидро предприняла во Франции издание «Энциклопедии» в 16 томах, где с новых позиций переосмысливались все человеческие знания и пропагандировалась роль Разума во всех областях жизни. Новое мировоззрение наводило на размышления о том, что государство и общество должны быть устроены по‑иному. Поэтому со стороны приверженцев старого порядка просветители и их идеи наталкивались на гонения.

В 1760‑е гг. новые общественные идеи начинают распространяться в России, где были и свои предпосылки для появления идей Просвещения. Великий русский ученый, поэт и историк М. В. Ломоносов подчеркивал особую роль науки и просвещения в улучшении жизни народа, полагая, что государство должно заботиться о просвещении. Сходные идеи высказывал и В. Н. Татищев — видный государственный деятель и историк. Но их обоих еще нельзя считать просветителями: они не критиковали общественные порядки, не сомневались в полезности крепостного права.

Ранее других идеи Просвещения захватили научную молодежь, первых профессоров Московского университета — учеников и последователей М. В. Ломоносова. Большинство из них были выходцами из непривилегированных классов — духовенства или горожан. Философ и математик Д. С. Аничков в научной работе «Рассуждения о начале богопочитания» (1769 г.) выразил сомнение в основах церковного учения, отметив, что «все веры — одни только обычаи народные» и что ничего сверхъестественного в происхождении религии нет. Его диссертация вызвала большой скандал в Московском университете, церковники настояли на её уничтожении. В сочинениях профессора литературы Н. Н. Поповского осуждалось правление тиранов, бессмысленная деятельность завоевателей. Истинную славу, отмечал он, государям приносят дела на пользу народа. Наибольшей радикальностью были отмечены взгляды профессоров С. Е. Десницкого и И. А. Третьякова, которые, обучаясь в Англии юриспруденции, многое позаимствовали из идей английских просветителей Дж. Локка, Д. Юма, А. Смита. Государство, по их мнению, не может быть создано однажды и навсегда, так как все в обществе подвержено изменениям: порядки в семье, права по отношению к имуществу, экономический строй. Для того чтобы действия власти отвечали интересам народа, по мнению Десницкого, рядом с монархом необходимо учредить народное представительство, куда избирали бы «из любых, кто в состоянии отправлять эту должность». Такой выборный сенат должен стать законодательным органом. Осуждение у Десницкого вызывало и общественное неравенство: дворянам все достается чужими руками, а они «ни за что поту своего не проливают». Третьяков также отмечал, что законы, закрепляющие униженное положение основной части народа — крестьянства, — «противны природе человеческой».

Русские просветители считали самым необходимым отмену крепостного права, о чем не писали их западноевропейские мыслители-единомышленники: в их странах к этому времени крепостничества в чистом виде почти не было. О том, что сохранение крепостного права гибельно для экономики и для нравов народа, говорилось в научной работе А. Я. Поленова, представленной на конкурс в Вольном экономическом обществе в 1766 г.

В 1769 г. по инициативе Екатерины II и в духе идей «просвещенного абсолютизма» в России стали выходить сатирические издания, где критиковались недостатки общественного устройства, высмеивались человеческие пороки и слабости. Первым был журнал Екатерины II «Всякая всячина». В ответ на это начинание молодые литераторы основали ряд других журналов: «Адская почта», «Не все и не ничего» и др. Самыми популярными были журналы Н. И. Новикова (1744–1818 гг.), известного книгоиздателя и общественного деятеля. В знаменитых статьях «Письма к Фалалею», «Отрывок из путешествия в…», помещенных на страницах своих журналов «Трутень», «Живописец», «Кошелек», Новиков показывал, что крепостное право несет вред всем, оно разлагает души не только крестьян, но и дворян. Резкой критике подверг государственные порядки молодой И. А. Крылов, будущий знаменитый баснописец. В его произведениях «Почта духов», «Похвальная речь в память моего дедушки», «Каиб» говорилось о том, что именно монархи всегда ввергали общество «в бездну злополучия», что государство только высасывает кровь из простого народа, а «крестьяне бедны и умирают с голоду».

В распространении нового мировоззрения большое значение имело издание книг западноевропейских авторов. В 1767–1777 гг. в России вышло до 10 сборников статей французской «Энциклопедии». Среди них — «Законы», «Тирания», «Деспотизм», «История». Публиковались и труды Монтескье, Вольтера, чему способствовала Екатерина II и проводимая ею политика «просвещенного абсолютизма». (Однако сочинения Руссо в Россию не допускались.) В 1773 г. в переводе тогда еще никому не известного чиновника и литератора А. Н. Радищева (1749–1802 гг.) вышла книга французского историка г. Мабли «Размышления о греческой истории». В этой книге Радищев, составив дополнения к тексту, заметил, что «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние», что люди никогда не могли предоставить правителю неограниченную власть, что неограниченные правители — преступники, захватившие эту власть, и народ вправе судить их.

Радищев был самым радикальным из русских просветителей XVIII в. В небольшом сочинении «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске» (1789 г.), рассматривая значение дел Петра I, он отметил, что тот «истребил последние признаки вольности своего отечества». Процветание отечества не может быть без вольности граждан, а что касается царей, то нет «и до скончания мира примера, чтобы царь упустил добровольно что-либо из своей власти, сидя на престоле». В знаменитой книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.), за которую он был отдан под суд и сослан, Радищев призвал к полному отказу от крепостного права, показав бесчеловечие дворян, лицемерие монархов. За народом же он оставлял право на возмущение и отмщение.

В сочинениях Ф. В. Каржавина отрицалось положительное значение религии в обществе. Он благожелательно относился к революционным событиям и даже сам принял участие во взятии Бастилии в Париже в 1789 г., посетил Северную Америку. Однако большинство из русских просветителей, в том числе и Радищев, настороженно встретили ужасы и террор, последовавшие за первыми событиями Великой французской революции.

Идеи просветителей 1760–1780 гг. нашли сознательных последователей у философов и писателей конца XVIII — начала XIX в. В сочинениях П. И. Челищева высказывалась мысль о том, что только несовершенство общественных порядков мешает русскому народу превзойти в науках и просвещении Европу. Философ В. В. Попугаев обосновал необходимость выборной власти, поскольку только она дает государству «нужную скорость, нужное направление». А. Н. Куницын, А. С. Кайсаров писали об обязательном соблюдении прав человека на жизнь, свободу, собственность, о том, что процветанию России ничто, кроме крепостного права, не мешает.

В условиях России XVIII в., когда буржуазии почти не было, идеи просветительства привлекали в основном либеральное дворянство. Многие писатели и философы-просветители были дворянами. Поэтому просветительство в России не сильно отличалось от дворянского либерализма и даже от идей «просвещенного абсолютизма». Просветительские идеи были у писателя Д. И. Фонвизина, у историка Н. М. Карамзина. Только просветители начала XIX в. последовательно критиковали старый строй, крепостное право, выступали за обновленное общество и новый государственный порядок. Это было главными чертами просветительства вообще, исчерпавшего себя с появлением декабристов, которые подхватили идеи просветителей.

Но в своих предложениях по совершенствованию государства декабристы пойдут вперед, и это будет уже другая идеология.