Приключенческий фильм

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Этим термином обозначают группу киножанров (или жанр, имеющий много разновидностей), для которых характерна острая, напряженная, развертывающаяся фабула, основанная на приключении, т. е. происшествии неожиданном, нарушающем привычный ход жизни, заключающем в себе потенциальную опасность и побуждающем героя к действию. Непредсказуемость и случайность событий, а также сопутствующие им опасность и безотказная готовность героя действовать в особых обстоятельствах, с риском для жизни преодолевать многочисленные препятствия, добиваясь цели, — вот основа приключенческой драматургии, которую кино унаследовало от литературы. В качестве условий, которые порождают приключения, могут выступать различные обстоятельства: общественно-исторические катаклизмы, ломающие устоявшийся уклад жизни (война, революция); враждебная или незнакомая герою среда (преступный мир, вражеский тыл, другая цивилизация, законы которой неведомы, и т. п.).

Первым приключенческим фильмом в истории мирового кино принято считать картину «Большое ограбление поезда» (1903, режиссер Э. С. Портер), положившую начало богатой биографии американского вестерна (см. Северной Америки стран кинематография).

В процессе своего развития кинематограф вносил в первоначальную модель приключенческого фильма драматургические и зрелищно-выразительные изменения. Расширение изобразительных возможностей экрана и освоение разнообразного материала, который предлагали кинематографу история и современность, помогли в дальнейшем выделиться и оформиться другим жанровым разновидностям приключенческого фильма. Так, на рубеже 20—30-х гг. в западном кино возник гангстерский фильм — с преступником или преступным синдикатом в центре сюжета (из современных фильмов к этому жанру относится американский фильм «Крёстный отец» режиссера Ф. Копполы). Тогда же зародился триллер (от английского trill — волнение) — особая разновидность западного приключенческого кинематографа, в которой для повышения эмоционального эффекта максимально нагнетается опасность происходящих событий.

Характерные образцы этой жанровой разновидности дает, к примеру, творчество англо-американского режиссера А. Хичкока (фильмы «Человек, который слишком много знал», «Головокружение», «Психоз» и др.).

С появлением звука в кино экран освоил и собственно детективные сюжеты, в которых приключением, сохраняющим свои качества (неожиданность, опасность), становится раскрытие запутанных тайн, загадочных преступлений. Эта классическая модель приключенческого фильма заимствована кинематографом у литературы, где ее родоначальниками были Э. По, А. Конан Дойл, У. Коллинз, а среди продолжателей — писатели Г. Честертон, Ж. Сименон, А. Кристи и другие. Приключенческий кинематограф наших дней продолжает использовать эту модель, так как она, по оценке С. М. Эйзенштейна, «самое очищенное, самое отточенное построение», обеспечивающее зрителям максимальное эмоциональное напряжение, заставляющее их вместе с персонажем, ведущим расследование, биться над загадкой, пытаться сорвать маску со Зла.

Наследником историко-авантюрного романа в кино стал фильм «плаща и шпаги», представляющий собой условно-история ее кое приключенческое повествование, романтический герой которого (рыцарь, мушкетер или благородный разбойник) силой, ловкостью и отвагой бескорыстно и преданно служит делу справедливости. Ему свойственно не только попадать в приключения, но и самому их создавать. Большое место в этой жанровой разновидности занимают эпизоды с фехтованием и скачками. Выразительными примерами фильма «плаща и шпаги» могут служить многочисленные — близкие к тексту и вольные — киноверсии «Трех мушкетеров» по А. Дюма, начиная от самых ранних, с участием «кинозвезды» 20-х гг. Дугласа Фербенкса, а также фильмы «Фанфан-Тюльпан» с участием Жерара Филипа, «Железная маска» с Жаном Маре в главной роли и др.

Элементы приключенческого повествования — погони, поединки, загадки и преодоление препятствий — нередки и в научно-фантастических фильмах.

Отдельную группу, хоть и не столь богато представленную в мировом кино, составляют фильмы-путешествия, в которых источником приключений и сопутствующих им опасностей обычно выступает неосвоенная географическая среда.

В 70-е гг. в кинематографе Запада появились фильмы катастроф, которые выражают неуверенность и тревогу человека в западном мире, его чувство беззащитности перед стихийными силами природы и открытиями технологической эры.

Советское кино с, первых своих шагов активно использовало возможности приключенческого фильма — его способность увлекать зрителей, вызывая их интерес, воспитывать. В 20-е гг. делались попытки соединить выразительные средства приключенческого фильма с материалом революционной действительности. Первой очевидной удачей на этом пути стал фильм И. Н. Перестиани «Красные дьяволятэ», поставленный в 1923 г. по повести П. А. Бляхина. Героика гражданской войны воплощена здесь в образах отважных и находчивых ребят, беззаветно преданных делу революции. (Спустя десятилетия, в 1967 г., тот же сюжет снова был использован в фильме режиссера Э. Г. Кеосаяна «Неуловимые мстители».) Вышедший на экраны в 1924 г. фильм Л. В. Кулешова «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» также был попыткой воплощения в кино революционной темы.

В 30-е гг. в советском кино преобладали в основном два типа сюжетов: приключенческие фильмы о научных экспедициях, участники которых (обычно геологи) подвергались самым неожиданным испытаниям («Золотое озеро», «Ущелье Аламасов» В. А. Шнейдерова), об охране границ, о поиске шпионов, борьбе с басмачеством («Тринадцать» М. И. Ромма, «Джульбарс» В. А. Шнейдерова). В эти же годы экранизируется зарубежная приключенческая литературная классика — произведения Ж. Верна («Дети капитана Гранта», «Таинственный остров») и Р. Стивенсона («Остров сокровищ»).

В начале Великой Отечественной войны в кинокартинах о патриотизме и героизме советских людей используются выразительные средства приключенческого фильма («Секретарь райкома» И. А. Пырьева, 1942; и др.). Бесстрашие, ловкость, военную смекалку, благородство и преданность своему делу проявляет герой популярного приключенческого фильма о войне «Смелые люди» (1950, режиссер К. К. Юдин). Созданные в первые послевоенные годы картины «Подвиг разведчика» (1947, режиссер Б. В. Барнет) и «Секретная миссия» (1950, режиссер М. И. Ромм) рассказывают о советских разведчиках, героически действовавших в тылу врага.

Ленты о разведчиках составили особое направление советского приключенческого фильма. Яркие примеры таких фильмов — «Мертвый сезон» (1968, режиссер С. Я. Кулиш) и телевизионный сериал «Семнадцать мгновений весны» (1973, режиссер Т. М. Лиознова).

Разнообразны по стилю, тематике, выразительным средствам приключенческие фильмы последних десятилетий. В кинокартине «Белое солнце пустыни» (1970) В. Я. Мотыля объединились правда о революционной борьбе на Востоке с вымышленной историей, интригой и фольклорными мотивами, традиции вестерна — с лирической интонацией. Динамичность действия характерна для фильма на историко-революционную тему «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) Н. С. Михалкова. В киноленте «Холодное лето 53-го года...» (1987) А. А. Прошкина реальные исторические факты переплетаются с приключенческой интригой. Большой жанрово-тематический раздел в советском приключенческом кинематографе представляют фильмы, рассказывающие о деятельности органов милиции на разных этапах жизни нашей страны, о расследовании преступлений. В качестве примера работ этого жанра можно привести многосерийный телевизионный фильм «Место встречи изменить нельзя» (1979) С. С. Говорухина по произведению братьев Вайнеров.