Плеханов Георгий Валентинович

Материал из Юнциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Г. В. Плеханов (1856–1918) — деятель российского и международного социал-демократического движения, философ, пропагандист марксизма. Один из основателей РСДРП. Великой заслугой Г. В. Плеханова является создание систематической марксистской эстетики и литературной критики. Среди наиболее известных его трудов — работы по происхождению искусства («Письма без адреса»), по социологии искусства («Французская драматическая литература и французская живопись XVIII в. с точки зрения социологии», «Пролетарское движение и буржуазное искусство», «Искусство и общественная жизнь»), по истории литературно-критической и эстетической мысли («Судьбы русской критики»), статьи о Чернышевском, Герцене, Белинском, Добролюбове, незавершенная «История русской общественной мысли», над которой Плеханов трудился в последние годы жизни. Перу выдающегося критика принадлежат многие статьи о русской и зарубежной литературе, в том числе об Г. И. Успенском, Т. Г. Шевченко, Н. А. Некрасове, Л. Н. Толстом.

Энциклопедическая широта познаний Плеханова в области эстетики, теории и истории литературы и искусства, критики и публицистики — как отечественных, так и зарубежных, глубокое овладение диалектико-материалистическим методом, мастерское умение приложить его принципы к осмыслению истории литературы и эстетической мысли, не игнорируя специфики искусства и художественного творчества и не упрощая проблем его исторического становления и развития, — все это определило значение трудов Плеханова.

Углубленное исследование русской и зарубежной литературы, истории эстетической мысли и литературной критики с точки зрения марксизма позволило Плеханову прийти к открытию законов исторического развития искусства, имеющих непреходящее значение для литературоведения и искусствознания. Так, отмечая (вслед за И. В. Гёте), что все реакционные эпохи склонны к субъективизму, Плеханов сделал вывод, что склонность к искусству для искусства («чистому искусству») возникает там, где существует «безнадежный разлад между художниками и окружающей их общественной средой». Там же, где «чувство разлада с господствующим порядком дополняется сочувствием к новому обществу, сложившемуся в недрах старого и готовящемуся заменить его собой», появляется отчетливо выраженное общественное содержание произведений искусства. Наконец, «так называемый утилитарный взгляд на искусство, т. е. склонность придавать его произведениям значение приговора о явлениях жизни и всегда её сопровождающую радостную готовность участвовать в общественных битвах, возникает и укрепляется там, где есть взаимное сочувствие между значительной частью общества и людьми, более или менее деятельно интересующимися художественным творчеством». Соответственно в периоды общественного подъема критика, литературоведение и даже эстетика проникаются общественно-политическим пафосом и обретают открыто публицистический характер; в периоды же общественного упадка изучение искусства выливается в формы подчеркнуто объективистские или подчеркнуто субъективистские (художественно-эссеистские), равно оторванные от интересов политической борьбы и общественной активности. Сам исторически определенный идеал красоты, господствующий или получающий массовое распространение в обществе на том или ином этапе его становления и развития, в значительной степени коренится в исторических условиях возникновения и существования этого общества или данного класса. Таким образом, Плеханов выявил закономерные связи истории искусства с развитием общественной жизни.