Писарев Дмитрий Иванович

Материал из Юнциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Д. И. Писарев (1840–1868) — русский публицист и литературный критик, философ-материалист и утопический социалист, революционный демократ. Воспитанник историко-филологического факультета Петербургского университета Писарев, еще находясь на студенческой скамье, стал регулярно выступать в печати. Менее десяти лет — с 1859 по 1868 г. — длилась литературная деятельность Писарева, причем почти половину этого срока он провел в одиночной камере «русской Бастилии» — Петропавловской крепости, куда был заточен за памфлет, в котором содержался призыв к низвержению самодержавия.

Уже в своих ранних публикациях, посвященных романам «Обломов» И. А. Гончарова, «Дворянское гнездо» И. С. Тургенева, рассказу Л. Н. Толстого «Три смерти», Писарев убедительно раскрывает своеобразие таланта каждого из этих художников, чутко улавливает связь типических характеров с русской действительностью, её животрепещущими проблемами. И хотя позиции юного критика еще недоставало политической определенности, а самое понимание действительности подчас отличалось расплывчатостью, в его статьях рецензиях обнаруживалось воздействие идей В. Г. Белинского.

Самый плодотворный этап в деятельности Писарева наступил в 1861 г., когда он, будучи ведущим сотрудником журнала «Русское слово», стал одним из «властителей дум» поколения 60‑х гг.

В укреплении связи литературы с жизнью народа критик видел непременное условие её успешного развития. Против уродливых общественных отношений, господствовавших в России, были направлены статьи Писарева «Стоячая вода», «Писемский, Тургенев и Гончаров» (1861). Резкому осуждению он подверг героев фразы, беспочвенных мечтателей, не способных к действию. В качестве первоочередной задачи выдвигалось им воспитание нового поколения демократической интеллигенции, призванного нести в народ разумные идеи преобразования общества, сознание нетерпимости существующего миропорядка. Гимном человеку дела прозвучала программная статья «Базаров» (1862). В ней содержался призыв отрешиться от благодушия и иллюзий по поводу реформ царского правительства. Спустя два года в статье «Реалисты» Писарев развернул и углубил многие мысли о герое тургеневских «Отцов и детей». В условиях спада революционной волны Писарев предлагает «химическим путем», т. е. кропотливой пропагандой демократических идей, неуклонно готовить общественное сознание к коренным социальным переменам. В первую очередь он рассчитывает на разночинную молодежь, на «мыслящий пролетариат» (так названа статья о романе Чернышевского «Что делать?»).

В статье «Разрушение эстетики» (1865), полемически заостренной против реакционной проповеди «искусства для искусства», критик давал материалистический ответ на вопрос об отношении художественного творчества к действительности. Вместе с тем он порой игнорировал сложную специфику искусства, его объективные закономерности. Эти ошибочные взгляды критика сказались и на его конкретных суждениях о творчестве русских писателей. Особенно отчетливо это отразилось в статье «Пушкин и Белинский» (1865). Однако в лучших своих работах Писарев сумел с непревзойденным мастерством определить объективное общественное и историко-литературное значение произведений.