ПРИМИТИВИЗМ

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Понятием «примитивизм» объединяются два существенно различных явления. Примитивами называют произведения мастеров из народа, не получивших профессиональной подготовки (бытовой портрет, вывесочная живопись, лубок — в России, «наивная» жанровая и портретная живопись — в США и др.) Их творчество, в котором непосредственно отразились народные эстетические представления на рубеже XIX и XX вв., стало изучаться и пропагандироваться под влиянием интереса к «безыскусственному», не испорченному цивилизацией искусству. Н. Пиросманашвили в Грузии, А. Руссо во Франции, И. Генералич в Хорватии — известные живописцы-самоучки, сочетающие самобытную яркость образной фантазии, свежесть и искренность восприятия мира с отсутствием элементарных профессиональных навыков рисунка, моделировки, перспективы.

Другой смысл имеет обращение профессиональных мастеров к опыту народного и традиционного искусства, пример которому дал французский живописец, представитель постимпрессионизма П. Гоген, искавший вдохновения в народном искусстве Бретани и Полинезии. Отказ от устоявшихся норм художественной культуры, намеренное упрощение и огрубление рисунка отличают многие произведения М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой, художников группы «Бубновый валет». В буржуазном модернистическом искусстве (см. Модернизм) получили распространение нарочитая игра в упрощенность и элементарность изображения, искусственная подделка под произведения первобытных народов, детей, разрушающие профессиональную художественную форму, выводящие художественное творчество из-под контроля разума и безусловно враждебные реализму.

В советском искусстве, отвергающем модернистический примитивизм, на разных этапах его развития проявлялся интерес к наивной радости народного творчества, к присущей ему острой, подчеркнутой характерности образов (например, в произведениях Т. А. Мавриной, в картинах некоторых молодых художников 1970-х гг.).