ПАСТЕЛЬ

Материал из Юнциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Пастелью называются цветные карандаши без оправы, изготовленные из красочного порошка, а также рисунок или живописное произведение, выполненное этими карандашами. Название «пастель» происходит от итальянского слова «паста» — «тесто». Его получают путем смешивания красочного порошка с клеящим веществом (гуммиарабиком, вишневым клеем, декстрином, желатином, казеином). Состав порошка и количество клея придают различную степень мягкости пастели. Работают в этой технике на бумаге, картоне или на холсте. Краски наносят штрихами, как в рисунке, или втирают пальцами и растушевкой, что позволяет художнику добиваться тончайших красочных нюансов и нежнейших переходов тонов, матовой, бархатистой поверхности. При работе пастелью можно легко снимать или перекрывать целые красочные слои, так как она свободно соскабливается с грунта. Но эта особенность делает ее чрезвычайно восприимчивой к внешним воздействиям. Поэтому произведение, выполненное пастелью, обычно закрепляют специальным раствором, который приглушает светлую переливающуюся поверхность и нередко вызывает потемнение. Пастель иногда применяют в комбинации с темперой или гуашью, реже с масляными красками (преимущественно в портретной живописи).

Пастель появилась в XV в. в Италии, Франции и Нидерландах, где ее применяли для подцвечивания рисунков, исполненных твердыми штифтами (например, серебряным карандашом). В XVI в. известны пастельные портреты Х. Хольбейна Младшего в Германии, Ф. Клуэ во Франции. Но настоящий расцвет она пережила в XVIII в., особенно в искусстве французского рококо. Художники этого направления очень любили светлые и нежные красочные тона, переливчатое мерцание красочного слоя. Блестящие работы в технике пастели исполнили М. К. де Латур, Ж. Б. Перроно, Ж. Б. С. Шарден во Франции и швейцарец Ж. Э. Лиотар. Новое возрождение пастели наступило во второй половине XIX в. в творчестве А. фон Менцеля в Германии, Э. Мане, О. Ренуара, О. Родена и особенно Э. Дега во Франции, открывшего в пастели, казалось бы, не свойственные ей звучность цвета, уверенность и крепость линии, богатство фактуры. Широко известны произведения русских и советских мастеров пастели: В. А. Серова, И. И. Левитана, Н. К. Рериха, З. Е. Серебряковой, А. М. Грицая и других.