Николай Константинович Черкасов (1903—1966)

Материал из Юнциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Николай Константинович Черкасов начал свой творческий путь как актер-эксцентрик. Эстрадный номер «Пат, Паташон и Чарли Чаплин», в котором он играл роль Пата, долгое время пользовался заслуженным успехом у зрителей, в нем раскрылся незаурядный комедийный дар молодого актера. После окончания в 1926 г. Ленинградского института сценических искусств Черкасов вступил в труппу Ленинградского ТЮЗа, где его первой работой стала роль Дон Кихота. Ее отличала точность портретной характеристики, пластичность, острая эксцентричность.

Позднее, уже работая в Ленинградском театре драмы им. А. С. Пушкина (с 1933 г.), Черкасов в образе Дон Кихота в одноименном спектакле стремится раскрыть трагедию человека, страдающего за справедливость, вступающего в неравную борьбу с далеким от совершенства миром.

Выдающееся драматическое дарование Черкасова проявилось в роли профессора Полежаева (фильм «Депутат Балтики», 1937) — ученого, человека подлинной гражданской активности, русского интеллигента, тесно связанного с революционным народом. Работа над ролью профессора Полежаева убедила актера в необходимости поиска своеобразных характерных красок, максимальной конкретизации, индивидуализации образа для воплощения маштабных личностей, больших идейных замыслов.

Важным этапом в становлении и дальнейшем развитии актерского мастерства Черкасова стала галерея исторических героев. Царевич Алексей (фильм «Петр Первый», 1937—1939) в исполнении Черкасова — изменник родины, орудие реакционных сил петровской Руси, трусливый, злобный неврастеник; Александр Невский («Александр Невский», 1938) предстал перед зрителем как воплощение неизбежности победы над врагом, поддержав чаяния советского народа в тревожные предвоенные-годы; борцом за укрепление Московского государства, незаурядной личностью, полной трагических противоречий, — таким сыграл Черкасов Ивана Грозного в одноименном фильме (1945) и спектакле театра имени А. С. Пушкина «Великий государь» (1944).

Масштаб личности своего героя стремится подчеркнуть Черкасов в таких работах в театре, как Мичурин («Жизнь в цвету», 1947), Маяковский («Они знали Маяковского», 1955); в кино — в ролях выдающихся деятелей русской культуры: М. Горький («Ленин в 1918 году», 1939), Попов («Александр Попов», 1949), Стасов («Мусоргский», 1950) и др. Одна из крупнейших работ Черкасова в кино — Дон Кихот («Дон Кихот», 1957). Своеобразная, глубоко гуманистическая трактовка артистом классического образа получила широкое признание у нас в стране и за рубежом.

Среди множества ролей, сыгранных Черкасовым в театре и кино, особое место занимает Хлудов («Бег», 1958). В нем Черкасов показал крушение сильной личности, душевный кризис, трагическое разочарование и мучительное прозрение героя пьесы М. А. Булгакова.

За роль академика Дронова в спектакле и фильме «Все остается людям» (1963) Черкасов был удостоен Ленинской премии. Артисту удалось создать образ бесстрашного исследователя, человека, беззаветно преданного своей Родине, своему народу.

Многогранным талантом народного артиста СССР, лауреата Ленинской и Государственных премий Николая Константиновича Черкасова восхищалось не одно поколение зрителей. Он, как и Дронов, мог сказать: «Все остается людям!» Вся творческая жизнь Черкасова — в служении народу. Депутат Верховного Совета СССР, член Советского комитета защиты мира, член президиума и председатель Ленинградского отделения Всероссийского театрального общества, Черкасов являл собой тип актера-гражданина, крупного общественного деятеля, который по праву пользовался всенародной любовью и признанием.